Перспективы развития экономики китая. Китайская мечта сбудется Возможные сценарии развития китайской цивилизации

Раз в пять лет коммунистическая партия Китая проводит Всекитайский съезд, где принимаются два ключевых решения: кто будет руководить Китаем в течение следующих пяти лет, и по какому пути развития будут следовать эти руководители. Недавно завершившийся XIX съезд КПК принял не только эти важные решения, но и ряд других.

Помимо избрания нового Постоянного комитета Политбюро, XIX съезд партии переизбрал председателя КНР Си Цзиньпина руководителем КПК и включил названную в его честь идеологию — «Идеи Си Цзиньпина» — в партийный устав. Съезд также утвердил программу будущего развития страны до 2050 года, в которой нашли отражение перемены, произошедшие в Китае благодаря экономическим реформам и открытию страны.

На XIII съезде КПК в октябре 1987 года руководство Китая провозгласило, что «основным противоречием» в стране является противоречие между «ростом материальных и культурных потребностей народа и отсталостью общественного производства». Иными словами, главная задача заключалась в производстве достаточного количества еды, одежды и книг для всех китайцев.

Тридцать лет спустя основным противоречием в Китае стало противоречие между «растущими потребностями в повышенном качестве жизни и недостаточным и несбалансированным экономическим развитием». В своём обращении к XIX съезду партии Си Цзиньпин объявил, что, поскольку Китай в целом может обеспечить базовые потребности народа, целью теперь должно стать повышение качества его жизни.

В связи с этим, XIX съезд начертил новую дорожную карту, опираясь на «цели двух столетних юбилеев», поставленные ещё на XVIII съезде. Первая столетняя цель — построить «среднезажиточное общество» («сяо-кан») к 2021 году, то есть к столетней годовщине основания КПК. Суть в том, чтобы обеспечить массовое процветание и практически ликвидировать бедность.

Вторая столетняя цель — превратить Китай в «полностью развитую и передовую страну» к 2049 году, то есть к столетнему юбилею основания Народной республики. План, утверждённый съездом, заключается в том, чтобы сделать Китай процветающим, цивилизованным, гармоничным и современным социалистическим обществом с качественным государственным управлением. Такой Китай станет ведущей мировой державой, занимающей высокое место среди стран с развитой экономикой.

Контекст

Четверть триллиона долларов на встрече Си и Трампа

Жэньминь жибао 10.11.2017

Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор

Carnegie Moscow Center 29.10.2017

Западный мир и его слабые лидеры

El Pais 26.10.2017

Си Цзиньпин - Мао 2.0

The Guardian 25.10.2017

Речь Си Цзиньпина на партийном съезде

Time 18.10.2017

XIX съезд партии отчасти уже разметил путь между этими двумя столетними целями: как только будет достигнута первая цель, задачей страны станет модернизация китайского общества к 2035 году. Модернизированный Китай превратится в мирового лидера в сфере инноваций, это будет страна с чистой природой, с массовым средним классом и со значительно сократившимся разрывом между городом и селом в темпах экономического роста, качестве государственных услуг и стандартах жизни.

Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо, чтобы руководство Китая понимало, на каком этапе сейчас находится процесс развития страны. В этом смысле позитивным является признание китайскими лидерами на последнем съезде партии того факта, что Китай сейчас находится — и будет находиться — на первом этапе социализма. Это означает, что Китай обязан ставить перед собой задачи, прежде всего, экономического развития в расчёте на то, что экономический рост позволить решить проблемы страны.

В связи с этим, высшее китайское руководство пообещало продолжить проведение структурных реформ и либерализации экономики. Эта работа опирается на решения, принятые в 2013 году на Третьем пленуме Центрального комитета КПК 18-го созыва, согласно которым рынку должна быть предоставлена «решающая роль» в распределении ресурсов.

Как указывалось на XIX съезде партии, для выполнения этих решений Китаю будет необходимо защищать права частной собственности и предпринимательство. Это очень важно, поскольку частный сектор обеспечивает более 60% ВВП Китая, 50% налогов страны, 70% её технологических и продуктовых инноваций, а также 80% рабочих мест, хотя при этом он потребляет менее 40% ресурсов.

В том, что касается либерализации, Китай обязуется проводить политику дальнейшего открытия рынков для торговли и иностранных инвестиций, защищая при этом законные права и интересы иностранных инвесторов. В рамках этой работы правительство начинает создавать новые зоны свободной торговли и изучает возможность открытия портов свободной торговли в некоторых регионах.

Считается, что Китай может достигнуть цели превращения в страну с высоким уровнем доходов к 2035 году. Однако для этого стране придётся поддерживать темпы роста производительности труда на уровне, как минимум, 5% в год в течение ближайших 15-20 лет. Такой результат будет зависеть от успешного повышения темпов урбанизации и ускорения технологического прогресса.

Ключом к успеху станет такое руководство страны, которое способно эффективно адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий и справляться с рисками, накопленными за несколько минувших десятилетий. Например, ему придётся заняться проблемой роста неравенства в доходах, вызванным, главным образом, огромной разницей в доходах в городе и на селе, хотя разница в доходах жителей городов также растёт. В 2014 году размер подушевого дохода 5% самых богатых домохозяйств составил 53300 юаней ($8024), а доход 5% самых бедных домохозяйств равнялся всего лишь 1600 юаням.

По данным опросов Центра исследований финансового состояния китайских домохозяйств (CHFS), коэффициент Джини в Китае, а это наиболее общепринятый индикатор неравенства, вырос с 0,238 в 1983 году до 0,491 в 2008 году. В 2010 году он достиг рекордного уровня 0,61, а в 2012 году составил 0,60 (это намного выше официальных цифр — 0,481 и 0,474 соответственно). В 2016 году коэффициент Джини упал до 0,465, однако эта цифра по-прежнему выше уровня, наблюдаемого в крупных развитых странах — 0,24-0,36.

Китай сталкивается и с проблемой роста неравенства в распределении богатства. В 1988 и 1995 годах коэффициент Джини, показывающий неравенство богатства между домохозяйствами, равнялся всего лишь 0,34 и 0,4 соответственно. Но он рос, достигнув пика в 2010 году — 0,739. В 2014 году беднейшие 25% домохозяйств владели менее 2% совокупного богатства страны, в то время как 1% самых богатых — одной третью.

Если Китай не сможет обуздать неравенство, это негативно повлияет на долгосрочный рост экономики. Однако благодаря чёткому плану развития и сильному лидеру, чьё политическое могущество гарантирует продолжение реформ, Китай хорошо позиционирован для решения стоящих перед ним проблем и продолжения беспрецедентных экономических успехов.

Впрочем, даже если страна и достигнет своих целей в 2050 году, её проблемы не закончатся: китайскому руководству придётся иметь дело со стареющим населением. Согласно пересмотренным в 2017 году «Прогнозам численности мирового населения» ООН, к 2050 году 36,5% населения Китая будет старше 60 лет. Медианный возраст может увеличиться до 49,6 лет; это близко к японскому уровню 53,3 года и выше, чем в Швеции, Великобритании, Евросоюзе и США. Этот факт подчёркивает, насколько важно китайскому руководству принимать правильные решения, поставив страну на стабильный фундамент к 2050 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Генсек ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин – политический и главный инноватор в КНР. Такое мнение в эфире китайского телеканала CGTN озвучил российский востоковед, профессор РУДН Юрий Тавровский. По его словам, до Цзиньпиня в Китае не было долгосрочного планирования, теперь же появилась программа развития до 2049 года. Эксперт считает, что российским властям стоит перенять опыт китайских коллег. Он сравнил развитие государства без дальнесрочного планирования с плаванием корабля в открытом море без маяка.

Тавровский убежден, что без КПК в Китае «не было бы таких успехов».

В Пекине 24 октября в Доме народных собраний завершился 19-й Съезд Компартии. В Устав КПК внесли идею Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Китайский лидер выступил с докладом о деятельности партии за предшествующие пять лет под названием «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Съезд доклад одобрил. Цзиньпиня поставили в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопинем.

«Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эпоху основывается и продолжает обогащать марксизм-ленинизм, мысль Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, теорию трех представительств* и научный взгляд на развитие. Она представляет собой последнее достижение в адаптации марксизма к китайскому контексту и инкапсулирует практический опыт и коллективную мудрость нашей партии и народа. Это важный компонент теории социализма с китайской спецификой и руководство к действию для всех наших членов и всего китайского народа, когда мы стремимся к достижению национального омоложения. Эту мысль следует придерживаться и неуклонно развивать на долгосрочной основе», – говорится в тексте резолюции Съезда.

Согласно тексту документа, период развития Китая до 2050 года поделен на два этапа: с 2020 по 2035 год ЦК КПК планирует создать силами «умеренно процветающего общества» фундамент; следующие 15 лет напряженной работы, опираясь на результаты модернизации, китайское общество будет строить современный и социалистический Китай. Уделяется внимание экологии – Китай будут строить красивым и зеленым, а также национальной безопасности, со ссылкой на мысли Си Цзиньпина.

«В нашей партии абсолютно каждый из нас должен всегда быть наравне с народом, разделять общее будущее и оставаться по-настоящему связанными с ними (людьми – прим. авт.). Стремление людей жить лучшей жизнью всегда должно быть в центре наших усилий. Мы должны продолжать решительно стремиться к великой цели национального омоложения», – сказал он.

Компартия Китая основана в июле 1921 года. В настоящее время в партию входят более 89 миллионов человек, или 6% населения КНР. Высший управляющий орган – Съезд, который проводится один раз в пять лет. В работе съезда в 2017 году приняли участие 2280 делегатов, отобранных из числа членов первичных организаций. Съезд избирает ЦК КПК, Центральную комиссию по проверке дисциплины, высших должностных лиц страны, меняет Устав партии. Одно лицо не может занимать одну должность более двух пятилетних сроков.

В Российском институте стратегических исследований считают, что 19-й Съезд ЦК КПК ориентирует страну для достижения китайской мечты, возрождение нации или нации Чжунхуа. Руководитель Центра Азии и АТР РИСИ Константин КОКАРЕВ объяснил, что в докладе поставлена задача привлечь население к управлению государством. Во всех начинаниях китайские власти должны опираться на поддержку широких народных масс. При этом руководство Компартией – незыблемо и неизменно.

«Сейчас мы видим подтверждение того, что эти идеи вошли в устав Коммунистической партии как идеи Си Цзиньпина», – сказал Кокарев.

Персонификация идеи – впервые со времен Мао Цзэдуна – говорит об авторитете Си Цзиньпина, его «возможности контролировать и организовывать всю ту колоссальную работу, которую предстоит делать в интересах реализации «Стратегического плана развития…», считает Кокарев.

«Съезд декларирует намерение Компартии Китая дальше проводить политику строгого управления. Это означает последовательную работу по дальнейшему укреплению партийной дисциплины и принятию решительных мер к пресечению её возможных нарушений», – сказал он.

Кокарев рассказал о «Стратегическом плане социализма с китайской спецификой для новой эпохи (или новой эпохи)». Он включает в себя 14 пунктов, которые и были озвучены в докладе Цзиньпина. Следующее, после непререкаемости руководства КПК и поддержки населения, – это общие подходы к реформе.

«Они включают в себя целый ряд позиций. И креативность, научность, и открытость, и так называемая «общая выгода» при реализации тех или иных проектов. Особый акцент делается и на так называемом «зеленом» подходе к реализации экономических проектов. Кроме этого, в плане предусмотрены определенные движения в сторону совершенствования политической системы и политического режима в Китае. Но неотъемлемым и обязательным положением в этом ключе является следование необходимости всемерного развития социализма именно с китайской спецификой», – сказал Кокарев.

Социализм с китайской спецификой новой эпохи – новация Цзиньпина, тезис вошел в резолюцию ЦК и другие материалы Съезда как «идеи Си Цзиньпина».

*тройное представительство, теория трех представительств – теория, выдвинутая в 2002 году на 16-м съезде КПК генсеком ЦК Цзян Цзэминем. Компартия в его видении должна представлять интересы широких слоев трудового населения: передовых производительных сил, китайской культуры, коренные интересы населения. В результате в Компартию смогли вступать представители среднего и крупного бизнеса.

Вывести национальный футбол на ведущие позиции в мире. Такова цель плана, рассчитанного до 2050 года, опубликованного правительством Китая. За эти годы национальные сборные должны войти в ряды сильнейших и Китай подаст заявку на проведение чемпионата мира по футболу. Уже через несколько лет в стране появятся 20 тыс. центров по подготовке игроков и 70 тысяч новых полей. Особое значение в программе развития футбола отводится вовлечению в игру детей. Для этого разработаны специальные школьные программы и учебники.

План по развитию футбола в Китае состоит из трех частей. Первая - поднять интерес населения к этой командной игре. Предполагается, что к 2020 году увлечься ей должны как минимум 50 миллионов детей. Для этого необходимо сделать мощный скачок в развитии инфраструктуры. За ближайшие годы будут построены 70 тысяч полей и 20 тысяч футбольных центров по подготовке спортсменов. К 2030 году на каждые 10 тысяч китайцев будет по одному футбольному полю, а мужская сборная по футболу станет лучшей в Азии. Цель на более далекую перспективу - к 2050 году, привлечь к соревнованиям в стране крупнейшие мировые футбольные клубы. Особое значение в программе отводится детям. Чтобы привить им любовь к самому распространенному виду спорта в мире, в школьную программу введены уроки футбола, разработаны учебники, запланированы семинары для тренеров.

Цзян Цзивэй, Замначальника комитета по образованию района Чаоян г. Пекин:
"Мы разработали учебники для школьников разных возрастов. Эти книги отличаются от прежних учебников по физкультуре. Теперь упор в них сделан именно на футбол".

В Пекине будут созданы 3 учебных футбольных центра. При этом, все расходы возьмут на себя местные власти. Планируется, что в этом году в столицу приедут 200 лучших тренеров из разных уголков страны. Для них организуют спецкурсы повышения квалификации.

Ли Ляньцзян, Генсекретарь футбольной ассоциации школьников Китая:
"Мы будем вместе изучать единые правила футбольной ассоциации Китая. Кроме этого, мы организуем встречу с приглашенными иностранными специалистами, с тем чтобы они познакомили нас с передовым мировым опытом".

Но, теория без практики - мертва. Тем более, когда дело касается такого азартного вида спорта как футбол. Важнейшим условием его развития в школах назвали организацию регулярных соревнований внутри страны и усиление связей с иностранными командами.

Цзинь Юй, Директор школы в г. Хуньчунь провинции Цзилинь:
"Обычно наши школьники участвуют в масштабных футбольных соревнованиях по два раза в каждом семестре. Они очень любят этот вид спорта. Потому и после уроков не перестают тренироваться и повсюду играют".

Сейчас сборная Китая по футболу занимает в рейтинге ФИФА 81-е место из 204-х. Самым важным достижением стал факт отбора на Чемпионат мира 2002 года. Хотя китайская команда проиграла все матчи и не забила ни одного мяча, за ее выступлениями наблюдали около 300 млн. соотечественников. В текущем квалификационном турнире к чемпионату мира 2018 года зоны "Азия" сборная Китая во втором раунде заняла второе место в группе С и вышла в третий этап.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегия развития энергетики Китая является частью стратегии развития китайской экономики и направлена на решение основной задачи - обеспечения запланированных параметров развития экономики.

Экспортная ориентация производства и создание благоприятного инвестиционного климата позволили китайской экономике, развивавшейся последние три десятилетия со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,9 %, превзойти японскую экономику и выйти на второе место в мире после США. По предварительным данным за 2011 г., темпы роста экономики КНР составили 10,3 %, объем ВВП - почти 6,1 трлн. долл. (для сравнения: рост ВВП в России составил 4,0%, достигнув пример- но 1,3 трлн. долл.). Представим динамику изменения ВВП Китая в 2004-2011 г..

Вклад в ВВП по секторам за указанный период распределился следующим образом: объем добавленной стоимости продукции, созданной в первичном производстве, составил 4049,7 млрд. юаней (рост на 4,3 %); во вторичном производстве (обрабатывающая промышленность, строительство и производство энергии) - 18 648,1 млрд. юаней (рост на 12,2 %); в третичном производстве (сфера услуг) - 17 100,5 млрд. юаней (рост на 9,5 %). То есть, как это видно из приведенных данных, наибольший рост происходил в секторе обрабатывающей промышленности, строительства и энергетики, в то время как наименьший рост характерен для добывающих отраслей. Из этого можно сделать вывод, что Китай по-прежнему делает ставку на рост обрабатывающей промышленности, преимущественно высокотехнологичной.

Основой роста экономики Китая является прирост инвестиций. Общие капиталовложения в основные фонды Китая возросли в 2010 г. на 23,8 % по сравнению с 2009 г. При некотором снижении темпов роста инвестиций значительно улучшилась их структура. Реальный их рост по итогам года (после вычета ценовой составляющей) составил 19,5%.

Производство промышленной продукции в КНР в 2011г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 4,7 %. Интересно, что объем добавленной стоимости продукции ведущих промышленных предприятий вырос для госпредприятий и государственных холдингов на 13,7 %, для коллективных предприятий - на 9,4 %, для акционированных - на 16,8 %, для предприятий с участием иностранного капитала и капитала САР, Макао (Аомэня) и Тайваня - на 14,5 %. Эти данные подтверждают тезис, что государственные предприятия могут быть не менее эффективны, чем частные предприятия - проблема в эффективности управления предприятием, а форма собственности вторична. Столь быстрый рост экономики Китая во многом обусловливает и развитие топливно-энергетического комплекса, а также направленность и интенсивность внешнеэкономических связей в этой сфере, в определенной степени регламентируемых энергетической стратегией страны.

Энергетическая стратегия определяет темпы роста потребления энергии, а также структуру энергетического баланса - доли производства и потребления различных видов энергии, а также доли энергии, произведенной в Китае и импортированной. Анализ показывает, что стратегия включает в себя разработку соответствующих целевых показателей для трех временных горизонтов: рамочная стратегия развития энергетики на период до 2050 г.; долгосрочная программа развития основных отраслей энергетики на период до 2030 г.; детальная программа на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.).

Разработка стратегии развития энергетики на период до 2050 г. координируется Государственным комитетом по развитию и реформе (ГКРР) КНР. Институт энергетики (China Energy Research Institution) разработал количественную модель - Integrated Policy Assessment Model of China (IPAC), непосредственно используемую при сценарных расчетах развития энергетики Китая и состоящую из трех блоков: экономический блок: содержит модель экономики Китая, в которой более детально описаны энергоемкие секторы; технологический блок: включает более 40 секторов и свыше 600 технологий, существующих и перспективных, а также "дорожную карту" реализации этих технологий; эмиссионный блок: позволяет моделировать влияние эмиссии парниковых газов. китай энергетика стратегический прогнозирование

Прогнозирование развития энергетики Китая на период до 2050 г. носит сценарный характер и осуществляется в соответствии со сценариями, учитывающими основные возможные пути развития экономики Китая.

В рамках прогнозирования рассматривается четыре сценария:

действующий (business as usual, BAU). На наш взгляд, его можно назвать инерционным, поскольку в рамках данного сценария предполагается сохранение тенденций, действовавших в докризисный период, т.е. высокие темпы роста экономики и отсутствие реальной политики по предотвращению изменения климата за счет снижения выбросов;

низкокарбоновый (high GDP low carbon scenario, HLC). Предусматривает: высокие темпы роста экономики; реализацию политики национальной энергетической безопасности (развитие собственной энергетической базы, в том числе на основе разведки и разработки месторождений нефти и газа, диверсификации импорта первичных энергоносителей); усиление активности по охране окружающей среды, изменение режима экономического развития и режима потребления (с точки зрения рационализации структуры потребления), широкое использование новых технологий. Мероприятия по контролю эмиссии парниковых газов выполняются Китаем в одностороннем режиме; ?

ужесточенный низкокарбоновый ((high GDP enhanced low carbon, HELC). Отличие от низкокарбонового режима состоит в том, что мероприятия по предотвращению изменения климата осуществляются в рамках глобальной политики, в кооперации с другими странами. В этом сценарии Китай может пойти на большие ограничения в эмиссии парниковых газов, активнее инвестировать в новые технологии, такие как улавливание и хранение углерода (Carbon Capture and Storage, CCS);

ослабленный низкокарбоновый (low GDP low carbon scenario, LLC). Предусматривает более низкие темпы экономического роста, которые будут ограничивать применение мер по предотвращению изменения климата.

Представим прогноз спроса на энергию в Китае на период до 2050 г. в соответствии с различными сценариями. В качестве примера покажем динамику потребления энергии и структуру энергобаланса на период 2020 - 2050 гг. в соответствии с двумя сценариями - "действующим" и "ужесточенным низкокарбоновым". При сохранении использования угля практически на уровне 2020 г. его доля в топливно-энергетическом балансе сократится с 62 % до 42 % в 2050 г. В то же время интенсивный рост предполагается за счет нефти (абсолютное увеличение в 1,67 раза), газа (увеличение в 2,47 раза) и особенно для ядерной энергии (в 6,6 раза). При этом доля энергии, вырабатываемой на АЭС, возрастет к 2050 г. практически до 9 % при величине данного показателя в 2020 г. в 1,9 %.

Развитие энергетики по низкокарбоновому сценарию предполагает сокращение доли угля и нефти в топливно-энергетическом балансе. Если суммарная доля угля и нефти в 2020 г. составит примерно 77 %, то к 2050 г. эта величина сократится до 57 %. Долгосрочные программы развития отраслей энергетики до 2030 г., так же, как и рамочная стратегия до 2050 г., базируются в основном на макроэкономических моделях. Ниже в качестве примера приведена программа по природному газу, разработанная в научно-исследовательском центре Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

При прогнозировании использовалось три сценария, охарактеризованных ниже. На рис. 2 показан прогноз спроса на природный газ в соответствии с различными сценариями - базовым (reference scenario), при высоких темпах роста потребления газа (high growth scenario), при низких темпах роста потребления газа(low growth scenario).

Главным энергетическим управлением (ГЭУ) КНР поставлена задача сохранять добычу нефти в 2011 - 2015 гг. на уровне 200 млн. т, с этой целью принято решение интенсифицировать поисково-разведочные работы. Добыча угля будет ограничена уровнем 3600 млн. т. В электроэнергетике суммарные генерирующие мощности достигнут в 2015 г. 1440 ГВт, в 2015 г. - 1760 ГВт (по состоянию на конец 2011г. они составляли 950 ГВт). Мощность ветровых электростанций к 2015 г. планируется увеличить до 55 млн. кВт. Крупные ветровые электроэнергетические комплексы в 12-й пятилетке будут построены в провинциях Ганьсу, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Цзянсу, Хэбэй, Шаньдун, Чжэцзян, Фуцзянь, СУАР и г. Шанхае. Производство энергии без использования горючих ископаемых составит 11,4 % от общего объема потребления первичной энергии в 2015 г. и 15 % в 2020 г. В 2010 г. добыча природного газа (ПГ) в Китае составила 94,464 млрд. м3, импорт - 16,716 млрд. м3, в том числе импорт сжиженного природного газа (СПГ) - 13, 093 млрд. м3, импорт трубопроводного природного газа (ТПГ) из Туркмении - 3,618 млрд. м3, экспорт ТПГ (в Гонконг и Макао) - 4,074 млрд. м3, чистый импорт - 12,642 млрд. м3, чистое потребление - 107,106 млрд. м3.

Ожидаемый уровень добычи природного газа в 2015 г. - 170 млрд. м3. Добыча метана угольных пластов (МУП) в 2015 г. должна составить 20 млрд. м3, еще 30 млрд. м3 будет получено за счет проектов газификации углей. Объем импорта природного газа к 2015 г. увеличится до 90 млрд. м3. Таким образом, доля импорта в обеспечении потребности в природном газе в 2015 г. составит примерно 25 %

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация природных источников энергии. Анализ динамики мирового потребления энергоносителей. Проблемы и перспективы развития энергетики Китая. Пути повышения конкурентоспособности КНР в сфере международной торговли топливно-энергетическими ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Общая характеристика современной китайской экономики. Аналитический обзор состояния государственных финансов Китая, тенденции развития ВВП, торговый баланс на период 2007-2008 гг. Меры борьбы с кризисом. Долгосрочная стратегия развития экономики страны.

    доклад , добавлен 27.01.2012

    Общая характеристика китайской модели экономики. Основные направления экономического развития. Проблемы результаты экономических реформ в Китае. Свободные экономические зоны (СЭЗ) Китая. Сотрудничество Китая и Росси: развитие, проблемы и перспективы.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2008

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Экономико-географическое расположение Китая, краткая история его развития и экономического становления. Современное состояние экономики Китая. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности государства. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Развитие энергетического рынка Китая. Анализ угольной промышленности. Анализ угольной промышленности, газовой отрасли, возобновляемых источников энергии. Энергетическая политика Китая. Проблемы и перспективы развития энергетического рынка Китая.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Условия, факторы, а также основные направления экономических реформ в Китае. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике. Белорусско-китайские торговые связи. Тенденции и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь и КНР.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Анализ экономики Китая, его основных показателей развития. Расчёт тенденций демографического роста, изменения и структуры ВВП, динамики показателей внешней торговли. Участие Китая в процессах миграции рабочей силы, членство в международных организациях.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Анализ основных макроэкономических показателей, промышленного производства. Динамика инфляции и безработицы. Анализ внешней торговли. Участие страны в международном движении капитала. Основные проблемы и перспективы развития Китая в современных условиях.


Если предположить, что население Китая составит 1,48 млрд. человек, то в 2050 г. ВВП на душу населения составит $91 тыс. (при покупательной способности $1 1,25 юаней) или $36 тыс. (при покупательной способности $1 3,15 юаня).

Китайские экономисты и демографы составили прогноз динамики народонаселения до 2050 г. по трем вариантам: оптимистический, средний и пессимистический (табл.). Каждый из них основывается на предположении, что пик народонаселения страны придется на 2030-е гг., после чего начнется абсолютное сокращение.

При этом Китай не избежит естественного процесса постепенного старения населения (табл.).

По плану развития продукция сельского хозяйства должна возрасти с 12 млрд. юаней в 1995 г. до 120 млрд. в 2050 г. (табл.), увеличиваясь ежегодно на 4,3%.

В 2005 г. 92% китайского населения будет в возрасте до 64 лет. К 2020 г. удельный вес этой группы снизится, но останется на довольно высоком уровне: более 88%.

Стратегия промышленного развития до 2050 г . История индустриального развития Китая насчитывает более 200 лет. Этот отрезок времени можно разбить на 3 этапа и 6 периодов.

К 2050 г. доходы китайского населения достигнут уровня среднеразвитых индустриальных стран мира, перейдя к третьему этапу (шестому периоду).

На 1996-2000 г. ежегодные темпы экономического роста составили около 11,2%, а доля промышленности в ВВП - 45%.

1. На 2001-2010 гг. среднегодовые темпы роста промышленности должны составить 9%, среднедушевой доход населения достигнет $1120-2100. За это время восточные районы Китая перейдут с третьего периода развития ($560-1120 на человека) к четвертому ($1120-2100 на человека), а некоторые районы Китая перейдут к пятому периоду ($2100-3360 на человека).

2. За 2011-2030 гг. темпы прироста промышленного производства составят 7%, а доля промышленности в ВВП - 38-40%.

3. За 2031-2050 гг. темпы прироста составят 6%, в 2050 г. доля промышленности в ВВП составит 33-35%.

Увеличение доходов населения приведет к изменению структуры потребления. В табл. приведены предполагаемые сдвиги в потребительской структуре населения до 2020 г.

В 1995 г. ВВП на душу населения в КНР составил 4757 юаней в год, или в пересчете по номинальному курсу (1: 8,27) $568. Таким образом, в соответствии с данными критериями Китай вступил во второй этап (третий период) экономического роста, соответствующий этапу индустриализации.

Как следует из этой таблицы, за 20 ближайших лет китайское население существенно сократит свои расходы на продукты питания (с 48% от бюджета семьи до 32%). Затраты на одежду снизятся, но незначительно (на 2 процентных пункта). Зато произойдет резкое увеличение расходов на жилье (на 10 процентных пунктов). Это вызвано заметным улучшением обеспеченностью населения жильем и повышением его качества.

Уже сейчас Китай достиг немалых успехов в области жилищного строительства. Те, кто часто бывают в Пекине, согласятся с нами, что китайская столица изменяется практически до неузнаваемости каждый год. Дома строят круглосуточно и с высоким качеством. Причем пекинцы сетуют на то, что стремительно, квартал за кварталом исчезают старые привычные районы с традиционными фанзами и на их месте, как гигантские грибы, растут небоскребы.

Когда я побывал впервые в Пекине в 2000 г., то, возвратившись осенью в Москву, поймал себя на мысли, что сравнение двух столиц оказывается не в нашу пользу. Мой поезд «Пекин-Москва» шел мимо тлеющей телебашни в Останкино, а газеты «обсасывали» фразу Путина о затонувшей подводной лодке «Курск».

Пекин показался более современным и процветающим городом. И это при том, что в столице России ныне сосредоточено 80% финансового капитала страны, а в столице Китая - не более 10%. Москвичи традиционно восхищаются мэром Лужковым как архитектором «московского чуда». Однако данное «чудо» покоится на беззастенчивой эксплуатации столицей всей остальной России. Давно пора признать, что интересы развития Москвы пришли в антагонистическое противоречие с развитием страны в целом. Москва не заинтересована в развитии регионов страны, более того, она всемерно подавляет это развитие. Прав был пародист М. Задорнов, который отметил, что между Москвой и Россией сейчас примерно такие же отношения, как между США и остальным миром.