Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Петерсон в старшей группе детского сада

Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Старший воспитатель

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Елена Анатольевна Тимофеева.

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».

Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию , и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помошью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

Этап 2. « Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Этап 3. « Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка» .

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

В нашем учреждении мы применяем данную технологию в образовательных ситуациях открытия новых знаний. Работаем с данной технологией с сентября 2016 года.

Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.

  1. Педагогический час «Деятельностный подход в работе с дошкольниками». На данном мероприятии были освещены основные позиции деятельностного подхода в образовании, дана структура образовательной деятельности.
  2. Семинар-практикум «Проектирование образовательной деятельности, способствующей личностному развитию воспитанников». Воспитателями и специалистами были освоены способы проектирования образовательной деятельности.
  3. Семинар «Технология «Ситуация» - технология деятельностного типа». На мероприятии были озвучены этапы структуры технологии «Ситуация», проанализированы несколько готовых ситуаций.
  4. Просмотр примеров образовательной деятельности, организованной по технологии «ситуация», подготовленных творческой группой педагогов.
  5. Практикум «Конструирование образовательных ситуаций». В ходе деловой игры воспитателями и специалистами были разработаны «Ситуации» по различным направлениям развития.
  6. Открытые просмотры образовательной деятельности всех педагогов учреждения, посредством взаимопосещения, с последующим обсуждением с точки зрения применения технологии «Ситуация».
  7. Создание банка видеоматериалов для использования в работе «Школы начинающего воспитателя», для демонстрации опыта на городских мероприятиях.

Примеры разработанных в учреждении ситуаций с затруднениями.

Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.

Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.

Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Наблюдая образовательный процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
  3. Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска Белетей Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Некоторые факты Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 90-х гг. XX века. Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования Программа дошкольного образования «Мир открытий»

С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.

Ж.-Ж. Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо

Структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: 4) «Открытие» нового знания: 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление.

Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).

Введение в ситуацию Взрослая цель Детская цель ОС «Поможем маме-кошке» Научить делать кошку с помошью оригами Помочь маме кошке найти котят ОС «Путешествие в страну музыки» Знакомство с музыкальным знаком «пауза» Спасти музыкальные инструменты ОС «Загадочная посылка» Знакомство со звуками В, Вь и буквой В Открыть посылку

Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки: «Ошибаться – не страшно» «Каждый имеет право на ошибку» «Я имею право чего-то не знать, не уметь» «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» «В затруднении содержится возможность» «Я могу!» «Я умею!» «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!» «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха.

Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности.

Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать… Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

Спасибо за внимание. Удачи в профессиональной деятельности!


Игровая технология «Ситуация»- новый педагогический инструмент.

Подготовила Силифанова Галина Михайловна

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

Развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

Коммуникативную (освоение способов общения) ;

Самореализации в игре;

Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

Социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Дидактическая игра по математике с геометрическими фигурами.

Задачи : Развивать умение определять на ощупь предметы, показывать их; закреплять представление детей о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал, назначение).Развивать мышление, сообразительность. Закреплять и расширять пространственные представления. Группировать материалы по одинаковым признакам.

Материал: Чудесный мешочек с набором геометрических фигур(большие, маленькие, пластмассовые, деревянные, матерчатые), три обруча (красный, зеленый, синий).

Ход игры:

К нам в гости пришли сказочные герои Маша и Медведь и принесли с собой мешок полный геометрических фигур. Ребята, наши гости просят им помочь разобрать эти фигуры и построить по картинкам.

Дети становятся в круг и на ощупь не открывая мешочек, называют предмет, который им попался, определяют его размер, форму, материал. Потом необходимо геометрические фигуры разделить на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые предметы,Посчитать сколько обручей нужно приготовить, если в каждом обруче должны лежать только одинаковые предметы, сколько предметов будет лежать в каждом обруче.

Догадаться и назвать, по каким признакам можно разделить предметы на три группы (деревянные, пластмассовые, матерчатые).

Положить в красный обруч деревянные предметы (фигуры), в синий обруч- пластмассовые фигуры, в зелёный обруч- матерчатые предметы.

Поиграем: Встаньте слева от меня, у кого пластмассовые геометрические фигуры, справа- деревянные, впереди меня - матерчатые фигуры. В конце игры ребятам предлагается сконструировать по рисунку из геометрических фигур здание.

Итог занятия: поставленные задачи выполнены. Дети научились определять на ощупь предметы, называть их размер, форму, материал и их назначение. Умеют группировать предметы по сходству признаков.

НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе по теме

«Подарок для медвежонка»

ст.Ленинградская

2015

Тема: «Подарок для медвежонка»

Образовательные задачи:

  • формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда;
  • расширять представления детей о жизни пчел;
  • развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
  • воспитывать положительное отношение к профессии пчеловода; коммуникативные способности детей;
  • развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы специалисту.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

иллюстрации животных (заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова, пчела, медвежонок); лист-образец с изображением банок мёда, рядом этикеток, рядом соцветий растений, изображение ульев и гнезда пчел на дереве.

Раздаточный материал:

для каждого воспитанника: изображения банок с мёдом разного вида, этикетки,

для группы (групп воспитанников) блюдца с мёдом разного вида, гречневая крупа, соцветия липы, полевые цветы, семечки (нежареные), изображения горшочков с мёдом, корзина

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель

формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда

Новое знание

существует разные виды мёда

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел, о полезном для человека продукте жизнедеятельности пчел – мёде и его свойствах. Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобетания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Причина затруднения

Не знаем, как (по каким признакам) определить разновидности видов мёда

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

Узнать, как определить разновидности мёда

Ход методической ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Дети собираются около воспитателя.

  • Любите ли вы ходить в гости?
  • Почему вам это нравится?
  • К кому вы ходите в гости?

Воспитатель рассказывает, что детей пригласил в гости медвежонок.

  • Ходят ли в гости с пустыми руками?
  • А чем мы можем порадовать медвежонка?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что порадовать медвежонка лучше всего мёдом, потому что мишки-сладкоежки.

  • Наш медвежонок любит майский мёд. Где можно взять мёд?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что мёд лучше всего взять на пасеке у доброй госпожи Пчёлки.

Хотите сходить на пасеку к госпоже Пчёлке и купить у неё в подарок для нашего медвежонка – майский мёд?

Сможете?

  1. Актуализация знаний

Игра «Расскажи обо мне»

Дидактические задачи:

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел.

Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены животные: заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова.

Ребята, на полянке нас встречают животные, попробуйте их разделить на три группы. Как называются животные первой (второй, третьей) групп. (звери, птицы, насекомые).

А была ли среди животных госпожа Пчела? По каким признакам из всех животных мы узнаём пчелу? (по цвету и форме брюшка)

Посмотрите, она вышла нас встречать.

К какому классу относится животное пчела? (пчела – это насекомое)

Почему? (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).

Дидактическая игра «Подскажи тропинку»

Дидактические задачи:

Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобитания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Пчёлка просит нас с вами провести её к своему дому – на пасеку, а перед нами две тропинки: одна тропинка ведет направо к ульям, а другая – налево - к деревьям с пчелиными гнездами. Как узнать, куда нам идти? (дети отвечают, что идти надо направо, так как ульи – домики домашних пчел, а пасека – место, где расположены ульи. Деревья с пчелиными гнездами – дома для диких пчел, эти дома находятся в лесу)

Физкультминутка.

Цель: организовать активный отдых детей.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая игра «Наклей этикетку»

Дидактические задачи:

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

тренировать мыслительные операции: развивать мышление, речь

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что госпожа Пчела предлагает нам несколько банок мёда, а этикетки от банок потерялись.

Пчелка просит нас помочь ей наклеить этикетки на банки.

Воспитатель предлагает детям наклеить этикетки на банки с мёдом

Дети садятся за столы. Перед каждым из них лежат изображения банок с медом различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого и этикетки с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Хотите помочь госпоже Пчеле?

− Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить этикетки возле банок. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.

В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

Пчелка сомневается, ей кажется, что у нее этикетки были расположены по-другому.

Фиксация затруднения

− Смогли мы помочь госпоже Пчёлке наклеить этикетки на банки с мёдом?

Причина затруднения

Почему не смогли ? (Потому что пока не знаем, по каким признакам различать виды мёда).

Цель деятельности по преодолению затруднения

Значит, что нам надо узнать? (Узнать, как определить разновидности мёда).

Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии)

  1. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

формировать представление детей о том, что существуют разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

тренировать умение проверки по образцу.

Ситуация «Консультация пчеловода»

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» − проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является разведение пчел, называется пчеловодом или пасечником .

Дети вместе с воспитателем «набирают номер пчеловода» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно отличить один вид мёда от другого?

Пчеловод рассказывает, что разновидности мёда зависят от того места, где пчелы собирали сладкий нектар: цветы липы дают пчелам липовый мёд, называемый ещё майским, цветы полевые – цветочный, цветы гречихи – гречишный, цветы подсолнечника дают пчелам нектар для создания подсолнечниковый. Виды мёда отличаются друг от друга цветом, запахом, густотой.

Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Липовый мед (майский, обычно самый первый мед) – светло-желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы, круглый год жидкий, можно свободно перелить из банки в банку.

Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Цветочный пахнет полевыми цветами, летом – он очень светлый, почти белый, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара).

Пчеловод говорит о том, что вышлет правильный вариант расположения этикеток по электронной почте.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Наклей этикетку» (продолжение)

Дидактические задачи: развивать внимание, речь, закрепить умение определять разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

Воспитатель предлагает воспитанникам настоящий мед в блюдцах, гречневую крупу, цветки липы, полевые цветы, семечки.

Дети раскладывают банки возле блюдец с медом по цвету, затем по густоте определяют липовый мед (проверяют по запаху, цвету), а потом по запаху гречневой крупы, семечек и полевых цветов, густоте определяют разновидности меда, наклеивают этикетки.

Пчеловод по электронной почте присылает правильное расположение этикеток на банках. Воспитатель на глазах воспитанников распечатывает и вешает на доску. Дети сверяют сою работу с образцом.

Банки отдают госпоже Пчеле, которая ставит их на витрину.

Дидактическая игра «Оформители»

Дидактические задачи: закрепить умение определять разновидности мёда на примере липового мёда.

Какой мёд нужен нам для подарка медвежонку? (Майский или липовый).

Давайте оформим корзину с подарком для медвежонка. (детям предоставляются картинки с изображением горшочков с мёдом без этикеток, нужно выбрать подходящий горшочек (по цвету), наклеить этикетку и положить в корзину соцветия липы).

Приходят к медвежонку и дарят подарок: корзину с горшочком мёда.

  1. Осмысление

Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? (мы побывали на пасеке, помогли госпоже Пчелке наклеить этикетки на банки с мёдом, смогли оформить подарок для медвежонка, чтобы прийти к нему в гости)

Какие новые знания и умения дали нам возможность подготовить подарок для медвежонка? (знания о том, по каким признакам определять разновидности мёда)

ПРИМЕЧАНИЕ

Этап «включение в систему знаний» можно продолжить и во второй половине дня. Можно поиграть с детьми в группе или во время прогулки в подвижные игры.

Подвижная игра «На полянке»

На ковре разбросаны небольшие жёлтые шарики по числу детей (нектар), на другой стороне группы расставлены «банки» различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого с этикетками с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Воспитатель предлагает детям превратиться в пчел, полетать на полянках, собрать нектар и принести его в банку, на которой этикетки той или иной разновидности мёда в зависимости от того, на какой полянке находятся пчёлки.

Воспитатель называет (показывает соцветие, крупу) растения, произрастающие на полянке.

Этап «включение в систему знаний» можно дополнить (заменить) на составление памятки для госпожи Пчелки, в которой воспитанники занесут в таблицу способы распознания разновидностей мёда: по запаху, цвету, густоте. А затем проверить по образцу, присланному пчеловодом по электронной почте.


Конспект образовательной деятельности

детей в старшей группе в технологии ситуации деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: «Зимушка – зима»

воспитателя СП ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани Романовской Марины Викторовны

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

Тема: «Зимушка - зима».

Цель: уточнить знания детей о зиме, зимних природных явлениях; развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта о зиме.

Методы и приемы:

практические : рисование на тему «Зима»; творческое задание «Укрась дерево снежинками», динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве

наглядные : демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем), украшенная ёлка к празднику.

словесные : беседа о зиме; чтение художественного произведения
И. Сурикова «Белый снег»; дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму»

Материалы к занятию:

демонстрационный : репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь. Святки.» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского), фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками

раздаточный : тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача : мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.

Дети сидят полукругом.

- Послушайте, ребята, стихотворение.

Чтение стихотворения И.Сурикова «Белый снег» (читает ребёнок)

Дидактическая задача :

Познакомить детей со стихотворением И.Сурикова «Белый снег», способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову .

О каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы поговорим о зиме.

2. Актуализация знаний.

2.1. Беседа по теме:

Дидактическая задача :

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопад, метель, вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает.

Показать простейшие связи между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер - метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью человека: на улице мороз – люди надевают тёплую одежду .

Обогатить словарный запас детей словами: «иней», «метель», «снегопад».

Вопросы:
- Что происходит в природе зимой?

Как называют сильный снег?

Какой бывает снег?

Что происходит с водой на морозе?

Какой бывает лёд?

Что вы можете сказать о зимнем воздухе?

Чем отличается температура воздуха зимой и летом?

Какие зимой дни и ночи?

Как меняется солнце в зимнее время года?

Что можно сказать о зимнем ветре?

Как называется явление - когда дует ветер и одновременно идёт снег?
- Какие стоят деревья и кустарники зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
- Во что одеваются люди зимой? Почему?

А какие зимние месяцы вы знаете?

2.2. Дидактическая игра «Зимние слова»

Дидактическая задача: Развивать слуховое восприятие, внимание и логическое мышление.

- Поиграем в игру «Зимние слова». Когда услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи, лето, коньки, арбуз, каток, сосулька).

(Дети хлопают в ладоши, когда слышат «Зимние слова)

2.3. «Отгадай загадку»

Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньки», «лыжи», «санки».

Предлагаю задание: Ваши друзья загадают загадки о зиме, а вы их отгадайте.

(Дети поочерёдно подходят к зимнему дереву, загадывают загадки и украшают дерево снежинками)

Все его зимой боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (лед)

Он и добрый, он и строгий

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ... (Новый год)

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Придумай свою загадку»

Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Предлагаю детям сочинить свою загадку о зиме. Дети предлагают свои варианты загадок. Выслушиваем все варианты.

Что нужно сделать, чтобы получились правильные и красивые загадки, как у поэтов и писателей? (ответы детей)

4. Открытие нового знания.

4.1. Показ ЭМП «Зимушка - зима»

Дидактическая задача: обогатить знания детей о зиме, как чудесном времени года (красота природы, зимние игры и шутки, зимние праздники).

Во время просмотра ЭМП проводится беседа:

Какие праздники мы отмечает зимой?

Как мы отмечали Новый год?

Чем вам запомнился праздник?

Какие зимние развлечения вы знаете?

В какие игры вы любите играть зимой?

Мы встречали Новый год, водили вокруг ёлки хороводы, пели песни о зиме и читали стихи. Вспомним «Новогодний хоровод»

4.2. Динамическая пауза «В декабре» («Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве)

Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять хореографические движения в сочетании со словами.

4.3. Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»

Дидактические задачи: развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта; уметь сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег; формировать разговорную речь детей и побуждать к желанию общаться.

(дети встают и составляют рассказы)

Оценка рассказам детей.

- Какие рассказы вам понравились больше всего и почему?

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

К нам в детский сад пришло необычное письмо от Незнайки, в котором он рассказывает о том, что такое зима. Да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Чтение письма от Незнайки.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Какие ошибки допустил Незнайка в своём письме.

Как сказать правильно?

6. Осмысление.

6.1.Слушание музыки и рисование на тему «Зима»

Дидактические задачи : формировать желание отражать красоту природы в рисовании на тему «Зима»; совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Дети сидят за столами, на столе приготовлены тонированные листы и материал для рисования.

- Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Попробуйте сами нарисовать картину на зимнюю тему. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки».

Дети рисуют, после окончания работы рассматривают рисунки.

Какие красивые получились у вас рисунки! Молодцы!

6.2.Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

О чём мы сегодня беседовали?

Теперь вы сможете сочинить загадку или рассказ о зиме?

Как вам это удалось?

Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?


Конспект образовательной деятельности

детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода

Л. Г. Петерсон воспитателя СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 Хазовой Елены Геннадьевны.

Тема: Зимние развлечения.

Цель: закрепление знания детей о свойствах снега.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: презентация с летними и зимними пейзажами; презентация с летними и зимними развлечениями, поднос со снегом.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

− Ребята! Вы помните лето?

− Какая была погода летом?

− В какие игры вы любили играть летом?

− А сейчас какое время года?

− Ребята Незнайка живет в Цветочном городе, где всегда лето. Он никогда не видел зимы. Поможем Незнайке узнать о зиме и зимних развлечениях?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»

Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей
прилагательными: холодная, снежная, морозная;

существительными: снегопад.

Дети встали вокруг стола, на котором разложены картинки.

Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).

Зимой много снега. Значит, зима какая? (Снежная).

Если зимой стоят морозы, то зима какая? (Морозная).

Как называется явление природы, когда на землю падает много – много снежинок? (Снегопад).

2.2. Игра: «Выбери картинку»

Дидактические задачи: продолжить обогащать словарь детей новыми словами. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.

Ребята, вам надо по очереди подойти к доске и выбрать картинку, которая относятся к зиме. Внимательно посмотрите и нажмите на понравившуюся картинку. Расскажите, в какие игры можно играть зимой.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Без чего зимы не бывает?»

Дидактические задачи:

1 . создать мотивационную ситуацию для упражнения;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети стоят около стола.

Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?

Ответы детей: без снега.

Правильно, без снега. Придумайте про снег свою загадку.

Дети предлагают свои варианты. Выслушиваю все.

− Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.

− А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега).

Физкультминутка:

Рано утром в парк ходили, (ходьба на месте)

Там снеговика лепили. (махи руками)

А потом с горы катились, (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились. (прыжки)

В Таню кинули снежком, (произвольные движения)

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой! (возвращаемся на места)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра: «Без чего не бывает зимы?»

Дидактические задачи:

1. закреплять представления о признаках зимы, свойствах снега.

2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.

4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом. Воспитатель предлагает детям потрогать снег.

Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:

Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,

Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

− Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.

− Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Придумай рассказ по картинке о снеге ».

Дидактические задачи: формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Ребенок подходит к интерактивной доске выбирает картинку с зимними пейзажами и придумывает небольшой рассказ.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. А теперь ребята вы можете составить загадку о снеге?

− А почему? (потому, что узнали свойства снега)

− Что нового вы сегодня узнали?

− Кому смогли помочь?

Вы придумали очень интересные истории, вспомнили свойства снега и помогли Незнайке узнать, что такое зима и зимние развлечения.