Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) Реформа в удельной и государственной деревне

Огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону. Это и подталкивало к началу военных реформ в России.

Реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который прибывал военного министра 20 лет, связанно коренное переустройство русской армии. 15 января 1862 г. он предоставил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академия Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования.

В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число лет (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).

Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска. Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П.М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н.В. Маиевского, и др. Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как образцы орудий стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных - стальные. Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова. Началась перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за недостатка средств. Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков Д.А. Милютина, Г. А.Леера, М.И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине 19 в.

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий. Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения.

С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годные для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В области внешней политики одной из главных задач правительства Александра II была борьба за отмену унизительных статей Парижского мирного договора, и основной из них - запрещения России иметь крепости и боеспособный военно-морской флот на Чёрном море. Это удалось сделать после поражения Франции в войне против Пруссии в 1870 году. Несмотря на протесты Англии, Россия объявила, что не считает себя более связанной условиями этого мирного договора.

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы. В России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I, которая была одной из самых передовых в Европе того времени, где господствовала вербовка и найм. Но для второй половины XIX века, когда наступила эпоха массовых армий, она не обеспечивала армию подготовленным резервом. Собственно, проблема резервов встала уже во время Отечественной войны 1812 года, но после её окончания правительства Александра I и Николая I пошли по пути увеличения численности постоянной армии и создания военных поселений. Однако оказалось, что обладая самой большой по численности армией мирного времени, Россия в случае войны не может обеспечить её пополнение обученными людьми; пришлось прибегать к созыву ополчения. Главным положением военной реформы, проведённой военным министром Дмитрием Милютиным, было введение всеобщей воинской повинности.

Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и специальный Манифест о нем. По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н.И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф.Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй - о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило, справедливо отмечает в своем исследовании М.Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами. Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей. Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны. Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение».

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии. По завершении работы комиссии о воинской повинности Д.А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А.Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 - начале 20 вв.- казачьи войска и др.).

К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды. Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависит от состояния средств сообщения.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Военные реформы 1861 -1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

вышедших из крепостной зависимости". В этом документе излагались основные условия отмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики, сохраняя собственность, обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу с приусадебным участком, также полевой надел. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были выполнять повинности - барщину или платить оброк. Они не имели права отказаться от полевого надела в первые десять лет. Размеры надела и повинности должны были быть определены соглашением (уставной грамотой) между помещиками и крестьянами. Срок подписания уставных грамот определялся в два года. Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка их - мировым посредникам, которые тоже были дворянами. Грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевого надела определялся волей помещика. Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнять феодальные повинности и назывались временнообязанными. Для определения земельного надела для великороссийских, малороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельного надела, предоставляемый крестьянам в различных местах империи, колебался от 3 до 12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодской губернии. Выкупить полученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительство организовало "выкупную организацию" для содействия осуществления соглашения помещика и крестьян. Крестьяне получали выкупную ссуду, выдававшуюся государством помещику, которую крестьяне постепенно погашали. Причем выдача выкупных ссуд распространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно.

земских учреждениях". Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства. Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий - дворян, чиновников, духовенства, купцов, мещан, промышленников, крестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию - уездных землевладельцев - входили владельцы, имевшие не менее 200 десятин, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимой собственности стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия и выборах по третьей курии - сельских обществ - имущественный ценз отсутствовал. Но фактически господствующее положение в земствах занимали помещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по стране дворяне составляли - 41,7 духовенство - 6,5 , купцы - 10,4 , крестьяне - 38,4 . Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган - земская управа во главе с председателем. Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяйвенно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей и промышленностью. Новые органы всесословного самоуправления были только на уровне губерний и уездов. В волостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства. Среди буржуазных реформ 60-70-х годов судебная реформа, которая была принята 24 ноября 1864г., являлась наиболее радикальной. Была введена система независимости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично, вводился состязательный процесс. В разработке дела участвовали обе стороны - обвиняемого и обвинителя. Выступали прокурор и защитники в лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные заседатели. По закону присяжным заседателем мог стать человек, имеющий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседатели назначались земствами и городскими думами. Вводился суд единый для всего населения - всесословный, хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Были особые суды для духовенства, для высших чиновников, военных. Реформа суда была наиболее последовательной реформой. Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи. В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права. Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы начались проводиться под руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Создавались также военные академии, было создано морское училище. Всю территорию России в 1864г. разделили на 10 военных округов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководство войсками. 1 января 1874г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть - в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейному положению, например, если единственный сын был кормильцем. Русская армия 1877-1878гг. стала по структуре, вооружению, образованию более современной.

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х - начало 60-х годов - подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) - 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 - Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”. Егофраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва. В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии - министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия - городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы - губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа :

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие - в окружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды -для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа : 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет, в на флоте - 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования : 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студенты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студентам предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные - Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля - хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Проводимые в 60-70 годы 19 века несли с собой кардинальные перемены, затронувшие все самые важные аспекты жизни не только государства, но и общества. За такой сравнительно короткий срок был реализован целый ряд реформ, касающихся таких областей, как экономика, образование, культура, управление, военное дело. В этой статье буржуазные реформы кратко будут рассмотрены и описаны по всем пунктам.

Российский император Александр 2

В 1855 году во время канонады, прогремевшей у стен осажденного Севастополя, внезапно умирает Николай 1. Титул императора переходит к его старшему сыну. Позднее он войдет в великую историю России как Александр 2 Освободитель.

Новый император вступил на престол уже сформировавшейся личностью - в 36 лет. Надо сказать, что до этого момента у него не было своей конкретной политической или экономической программы, так как он не был приверженцем ни либералов, ни реакционеров.

Предпосылки

Александр Николаевич не воспринимал и не разделял далеких от жизни идей и мировоззрений. Он предпочитал действовать, но в то же время и не шел напролом. Он прекрасно понимал, что без компромиссов и некоторых уступок с его стороны невозможно эффективно управлять государством. Поэтому Александр 2 был уверен в необходимости преобразований в политических кругах, управляющих государством.

Новый император стремился изменить устоявшиеся порядки, веками существующие на территории России. И начал он с того, что вернул декабристов из Сибири и разрешил гражданам свободно выезжать за границу. Кроме того, он поставил новых людей, более умных и образованных, на многие весьма важные государственные посты. Также в Кабинете министров появился его брат Константин, убежденный либерал.

В середине 19 века новое правительство, а также консервативные круги уже четко понимали, что крестьянский вопрос надо решать во что бы то ни стало. Попытки властей хоть как-то смягчить крепостное право ни к чему не привели, так как против этого выступала целая армия помещиков.

Наконец, предпосылки буржуазных реформ в России касательно крестьянского вопроса созрели окончательно. Крепостничество изжило себя экономически. Помещичьи хозяйства, держащиеся на плаву только благодаря труду закрепощенных крестьян, приходили в упадок. Это сильно беспокоило власти и правительство, которые выделяли огромные деньги на поддержание помещиков и их хозяйств.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы 60-70 годов не могли не затронуть основную часть населения Российской империи - крестьянство. Многие сходились во мнении, что преобразования в этой сфере необходимо провести в первую очередь. Для этого в 1857 году правительство создало Главный комитет по крестьянскому делу.

Для проведения этой реформы Александром 2 было составлено предписание. В нем говорилось о необходимости создания целого ряда комитетов, которые бы занимались разработкой проекта по освобождению крестьян. Вот основные положения этого предписания:

  • вся земля должна сохраняться за помещиками как их личная собственность;
  • земельные наделы у помещика крестьяне могли получить только за отработки или оброк;
  • крестьянам дать разрешение на выкуп своей усадьбы у помещика.

Исходя из этого, Главный комитет представил свой проект реформы и направил его на рассмотрение в Государственный совет. 19 февраля 1861 года царь утвердил «Положение о крестьянах». Также митрополитом Филаретом был составлен царский манифест по этому поводу. А уже 5 марта оба документа были обнародованы и с этого момента буржуазные реформы Александра 2, касающиеся крестьянского вопроса, были запущены.

Какие же условия ставили перед ними, чтобы они могли освободиться от крепостной зависимости? Конечно же они не были выгодными для крестьян. Положения 1861 года создали самые благоприятные условия для того, чтобы сохранить кабальную зависимость основного населения страны от помещиков. Кроме того, буржуазные реформы 19 века принуждали крестьян брать в аренду хозяйские земли на заведомо тяжелых условиях.

Земская реформа

Она началась 1 января 1864 года. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века, касающиеся не только уездных, но и губернских земских учреждений, предполагала создание принципиально новых органов местного самоуправления. До этого закона они были чиновничье-бюрократическими и сословнопомещичьими. Это означало, что судили крестьян помещики, а чиновники-дворяне охраняли их господство на государственном уровне.

Теперь же, в соответствии с новым «Положением», земские учреждения обязаны были состоять из представителей (избранных гласных) всех без исключения сословий, но учитывая имущественный ценз, т.е. владение предприятием или землей. Избрание гласных производилось раздельно и предполагало 3 группы избирателей: землевладельцы, городские жители и крестьяне.

В итоге, буржуазные реформы Александра 2, которые вводили так называемое всесословное земство, опять же передавало всю руководящую роль буржуазии и помещикам, а проблемы, которые они могли решать касались только местных и хозяйственных нужд. К тому же вся их деятельность была под контролем предводителей дворянства и губернаторов.

Городская реформа

Она вышла в свет 16 июня 1870 года. Согласно этому положению создавались городские думы, которые исполняли роль распорядительных органов, а также городские управы в виде исполнительных органов. Таким образом, буржуазные реформы 1860-1870 годов, касающиеся местного как земского, так и городского самоуправления были построены на одной и той же основе.

Новые положения не давали им выйти за тесные рамки решения только лишь хозяйственных вопросов. Городские думы, например, занимались благоустройством города, разрабатывали противопожарные меры, обустраивали школы и больницы, заботились о торговле и т.д. Зависимость городского самоуправления не только от губернаторов, но и от правительства была еще большей, чем у земств.

Судебная реформа

Новая торгово-промышленная деятельность, производственные отношения, а также городская и земская управы нуждались в обновленных судах. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века не могли не затронуть такие важные сферы общественных связей.

Суды необходимо было реформировать таким образом, чтобы они стали свободными от любого влияния дворянской администрации. Кроме того, они должны были гарантировать юридическое равенство для всех сословий и охранять оправа на собственность. Для этого Александр 2 20 ноября 1864 года подписал распоряжение о введении судебной реформы, дополненной новыми уставами. Они устанавливали принцип всесословия.

В рамках новой реформы создавалось 2 вида судов. Первый - это окружной, в обязанности которого входило разбирательство по гражданским и уголовным делам и судебные палаты, исполняющие роль кассационных инстанций. Вторым видом были мировые суды, рассматривающие только различные мелкие правонарушения. Также был создан и институт присяжных поверенных или адвокатов, который оказывал гражданам юридическую помощь.

Буржуазные реформы 60-70 гг. вводили также наличие военных судов, которые предназначались для ведения политических процессов. Но вместе с тем сохранялись особые волостные для крестьян и специальные суды для священнослужителей. А это, надо заметить, нарушало новый принцип всесословности.

Военные преобразования

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века коснулись и армии. Эта необходимость была вызвана, прежде всего, поражением Российской империи в Крымской войне и теми внешнеполитическими задачами, которые можно было решить исключительно при помощи армии. Она во все времена стояла на страже сохранения единства государства, и без нее невозможно было решать вопросы, касающиеся межгосударственных отношений.

Также армия - это важнейший орган царского самодержавия, при помощи которого оно боролось с волнениями, время от времени вспыхивающими во многих уголках страны. Она должна быть всегда сильной, политически устойчивой, а главное боеспособной.

Буржуазные реформы 60-70 годов, касающиеся преобразования армии, первым дело обновили Военное министерство, а также все государство было поделено на военные округа. Рекрутские наборы солдат были отменены. Вместо них ввели всеобщую воинскую повинность. Она касалась мужчин возрастом от 20 лет. Также изменили сроки военной службы. Вместо прежних 25 установили 6-летний срок для солдат и 7-летний для служащих на флоте.

Реформа образования

Александр 2 понимал, что буржуазные реформы в России не дадут должного эффекта, если в стране не будет грамотных и хорошо подготовленных специалистов. Для этого начали создавать новые типы образовательных учреждений. Гимназии поделили на классические с 8-летним сроком обучения и реальные, позднее названные училищами. Последние готовили специалистов для различных отраслей промышленности и торговли. Кроме того, открылись и новые университеты в разных городах страны. Также было введено высшее образование и для женщин.

Важность реформ

Значение буржуазных реформ трудно переоценить. После того как было отменено крепостное право, капитализм в России утвердился окончательно и бесповоротно. Из отставшей сельскохозяйственной страны она стала стремительно превращаться в аграрно-индустриальную.

Также отмена крепостничества обусловила разложение самого крестьянства как класса. Этот процесс сыграл крайне важную роль в формировании двух новых классов - буржуазии и пролетариата.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века имели огромнейшее значение для Российской империи и ее дальнейшего развития. Благодаря им страна превратилась в буржуазную монархию. Но, несмотря на то, что реформы были очень важными, они все же оказались половинчатыми и в некоторой степени непоследовательными.

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.