Предмет и задачи психологии спорта. Хронология развития спортивной психологии в россии Этапы становления и развития психологии спорта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2011, том 32, № 1, с. 111-119

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

© 2011 г. А. В. Родионов*, Л. Г. Уляева**

* Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; ** Кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии, там же

e-mail: [email protected]

Рассматриваются исторические аспекты зарождения, становления психологии физической культуры и психологии спорта. Раскрываются основные исторические периоды и современные тенденции развития отечественных и зарубежных школ спортивной психологии. Обоснована специфика исследования проблемы двигательной активности и выделены важные структурные компоненты психологии спортивной деятельности.

Ключевые слова: история физической культуры, история психологии спорта, психология двигательной активности, психология спортивной деятельности, развитие психологии спорта.

ЗАРОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

История психологии спорта - своеобразное отражение двух исторических процессов: развития общей психологии и специальной педагогики, связанной с теорией и методикой спортивной тренировки. Это в равной степени относится как к отечественной, так и зарубежной психологии спорта.

Одним из тех, кто не только стоял у истоков системы физического воспитания, но и разрабатывал психологические подходы к этой отрасли деятельности, был российский ученый П.Ф. Лес-гафт. В 1901 г. он выпустил "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста", в котором есть раздел "Психология движений". В качестве основания учения о физическом воспитании Лесгафтом выделено: единство человеческой личности, интегративная роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений . Он рассматривал физическое воспитание ("физическое образование") как важнейший раздел педагогической работы, призванной способствовать осуществлению всестороннего воспитания детей: "...будить мысль, содействовать развитию понятия о личности и научить владеть и управлять своим телом, проверять свои мысли и самостоятельно проявляться. Последние задачи достигаются только при посредстве физического образования" . Лесгафт писал, что развитие всех органов чувств определяется

исключительно упражнением, а отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя познакомиться с психологией движений.

По мнению психологов спорта из США, "местом рождения" этой отрасли науки надо считать Северную Америку середины 20-х годов, а ее "отцами-основателями" - американских врачей-психиатров Нормана Триплетта (Norman Triplett) и Колмана Гриффита (Coleman Griffith). Европейские спортивные психологи с этим не согласны. Достаточно вспомнить, что первая в истории психологическая лаборатория была основана в 1879 г. Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете . Как известно, в этой лаборатории изучались проблемы двигательных реакций человека, быстрота и адекватность которых являются непременным условием эффективности деятельности в большинстве видов спорта.

Термин "спортивная психология" был впервые употреблен основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном. Он же написал и первую книгу по этой проблеме, которую так и назвал - "Психология спорта". Эта книга, как и ряд других его работ, касающихся вопросов психологии спорта, публиковались в самом начале XX столетия. Они имели описательный характер и широкого общественного резонанса не получили.

Начало XX века характеризовалось развитием различных видов спорта, а также организацией международных спортивных федераций. Соответственно возникла необходимость в научном сопровождении спортивной деятельности. Это

инициировало проведение Первого международного конгресса спортивных психологов, который состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна. Конгресс во многом был организован по инициативе Пьера де Кубертена . Следует отметить, что психологов как таковых на конгрессе практически не было, главную роль играли психиатры. Вскоре после смерти основателя Олимпийских игр организация распалась, и по существу прекратились первые попытки развития этой отрасли психологической науки.

Первая мировая война остановила процесс развития спортивной психологии, но в 1920 г. в Берлине в Германской высшей школе физических упражнений (German High School for Physical Exercise) начала работать психотехническая лаборатория под руководством Д. Шульте (D. Schulte). Только спустя пять лет, в 1925 г., американец Гриффит открыл подобную лабораторию в Илли-нойском университете. Исследования берлинской лаборатории охватывали самые различные темы, в том числе влияние спорта на развитие личности и когнитивные способности, психомоторные особенности различных спортивных навыков . В 1922 г. Гриффит, работавший в 20-30-х гг. психологом в Иллинойском университете, написал книгу "Психология спортсменов". Именно поэтому многие зарубежные специалисты называют его отцом современной спортивной психологии.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР

В Советском Союзе рождение и развитие спортивно-психологической науки определялись фактом появления институтов физической культуры, в которых психология двигательной активности неизбежно должна была стать обязательным предметом преподавания. Именно в тот период эта психологическая наука получила свое полное официальное наименование - "Психология физической культуры и спорта".

В 1917-1920 гг. такие направления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохимия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений, не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созданы некоторые предпосылки для их формирования: накоплен материал, подготовлены кадры. В исследуемый период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебного контроля. В целом же в этот период был заложен фундамент для естественнонаучного подхода к физическому воспита-

нию и спорту. Роль же психологии из-за ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки и затянувшегося поиска объективных методов исследования сводится практически к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работала лишь на таком материале, как обучение (педагогика и педология) и аномальное развитие (патопсихология). Много было сделано и практически, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в качестве методологического, а не только идеологического основания для этих областей. Подчеркнем также, что зарождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практические выкладки, результаты, а получить их она могла теперь только опосредствованным путем.

1920-1925 гг. - этап, когда вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассматривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, подчиненный всем принципам и правилам коммунистического воспитания. Другими словами, психология теоретически была ассимилирована в предмет педагогики, а методически - заменена объективным "псевдопсихологическим" физиологическим методом. Психологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются .

Экспериментальные исследования в области спортивной психологии были начаты в нашей стране в 1920-х гг., когда в Государственном центральном институте физической культуры Нар-комздрава была открыта лаборатория экспериментальной психологии и психотехники. В 1927, 1930 гг. двумя изданиями вышла монография "Психология физической культуры" А.П. Нечаева - первого отечественного спортивного психолога. В 1930 г. по его инициативе была открыта кафедра психологии, которую с 1932 г. возглавил Петр Антонович Рудик. Практически одновременно с московской кафедрой была открыта кафедра соответствующего профиля под руководством Авксентия Цезаревича Пуни в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта .

Реально психология спорта как наука зародилась в нашей стране после публикаций научных трудов П.А. Рудика ("Влияние мускульной работы на процесс реакции", 1925) и Т.Р. Никитина ("Значение внушения и подражания в деле физического воспитания", 1926). Работы профессора З.И. Чучмарева (1929) показали влияние уроков

физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. А.Ц. Пуни (1929) определил влияние соревнований на психику спортсмена. Эти исследования наметили предмет психологии физического воспитания, проблематику и методы научного исследования.

К середине 30-х гг. курс психологии спорта читался студентам Государственного центрального ордена В.И. Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК) и Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, впоследствии получившего название Государственный дважды орденоносный институт физической культуры (ГДОИФК).

Приходится констатировать, что в период 30-х гг. усилился, а впоследствии, в 40-х гг., закрепился разрыв между предметом и методом психологии вообще и психологии спорта в частности. Методика "условно-безусловных рефлексов" стала надолго и методологией, и онтологией психологического исследования, при этом все остальное "выносилось за скобки". Механизм возникновения координации движения, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфологические и функциональные особенности кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и др. стали основной областью проблем того периода.

Однако исследование влияния систематических занятий физическими упражнениями включало в себя и психологические измерения. Изучались процессы восприятия, внимания, памяти, реакции и другие проявления психики в спортивной деятельности (П.А. Рудик, 1930). Результаты физиологических и биометрических измерений соотносились с течением психических процессов и позволяли определить характер и степень положительного влияния занятий физическими упражнениями.

КАЗАКОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - 2014 г.

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    БУРЦЕВ В.А., БУРЦЕВА Е.В., ДРАНДРОВ Г.Л. - 2013 г.

  • Введение

    Спортивная психология - это наука, которая изучает деятельность человеческой психики в ходе занятий спортом. Считается, это этот раздел быт открыт в психологии в 1913 году, когда эту инициативу предложил Международный олимпийский комитет. В результате этого был организован конгресс, а позже, уже во второй половине 20-го века, было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Именно 1965 год считают годом официального международного признания этой науки. Предметом спортивной психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, но все они требуют участие в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой - личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.

    Возникновение и развитие спортивной психологии

    спортивный психология волевой тренировка

    В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

    Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А.Рудиком и А.Ц.Пуни.

    Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

    Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга - регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) - вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта - член Международной ассоциации спортивной психологии.

    3. Цели и задачи психологии спорта

    Основные цели психологии спорта - изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников), 1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

    • 1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
      • - а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
      • - б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
      • - в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
      • - г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
      • - д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
    • 2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

    Все это требует от психологов:

    • - а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
    • - б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);
    • - в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
    • - г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
    • 3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки - одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
      • - а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
      • - б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
      • - в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.
    • 4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
      • - а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
      • - б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
      • - в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
      • - г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.
    • 4. Спортивная психология в системе наук

    Спортивная психология - одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественно-научном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте - как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход, так к со специально - научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

    Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал вспомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

    Начало академического изучения связывают с концом XIX - началом XX в. В 1891 г. немецкий врач Г. Кольб провел исследования гребцов во время гонок на 2000 м, выясняя особенности преодоления так называемой "мертвой точки". Он писал: "В конце второй минуты наступает момент, когда человек в обычной жизни при максимальном напряжении перестает действовать... Очень заметны явления одышки, дыхание становится глубоким и очень частым, как и деятельность сердца... Гребец продолжает грести, и этот "порог", как любят называть гребцы эту кажущуюся несостоятельность, преодолевается".

    Как таковой спортивной психологии еще не было, хотя термин "спортивная психология" впервые был употреблен уже в конце XIX в. бароном . Этот незаурядный человек, обучавшийся на философском факультете Сорбонны, глубоко интересовался историей и спортом. Закономерным стало посещение бароном места раскопок древней Олимпии. Действительно, тысячелетняя история Олимпийский игр не могла оставить равнодушным человека, увлекавшегося боксом и фехтованием, греблей и верховой ездой.

    Развитию современного спорта и спортивной науки во многом способствовали возрожденные Олимпийские игры. Их возрождение началось с организованных по инициативе де Кубертена Международного спортивного конгресса (Париж, 1894) и первых Олимпийских игр (Афины, 1896). Игры состоялись на стадионе, на котором в античные времена состязались афиняне. Пьер де Кубертен - автор олимпийской эмблемы из пяти переплетенных разноцветных колец, текста олимпийской клятвы, а также удивительно красивой традиции зажигать олимпийский огонь в Олимпии от солнечных лучей.

    В состав учредителей Международного олимпийского комитета, собравшегося в 1896 г. в Афинах, вошли представители Богемии, Германии, Греции, Венгрии, России и Франции. Нашу страну представлял генерал А. Д. Бутовский, который в конце XIX в. сделал большой вклад в создание российской системы подготовки специалистов в области физического воспитания.

    Время с начала XX в. и вплоть до Первой мировой войны оказалось крайне важным для развития спортивной психологии, ее структуры и, главное, отделения от других научных дисциплин. Не менее важным стало начало сотрудничества с теорией физической культуры и спорта.

    В этот период в общественной жизни развитых стран спорт и физическая культура приобрели все возрастающий статус. Физическое воспитание и физическая подготовка были приняты не только в армии, но и в школах (по крайней мере, для мальчиков и молодых людей). По всему миру создавались спортивные залы и клубы. Особенно хорошо была принята и быстро распространилась по всей Европе шведская спортивная система. Шведская система Пера Линга ориентировалась на применение в различных сферах деятельности: педагогической, военной, врачебной, эстетической, что делало ее прикладной и эффективной.

    Стремительное развитие спорта привело к необходимости научного сопровождения спортивной деятельности. Это инициировало проведение I международного конгресса спортивных психологов, который состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна. Прошедший в Лозанне конгресс во многом был организован по инициативе основателя современных Олимпийских игр. Следует отметить, что психологов как таковых на конгрессе практически не было, главную роль играли врачи. Медико-центрированный подход в спортивной психологии несколько разочаровал де Кубертена, который писал тогда, что хотел бы видеть спортивную медицину более заинтересованной в психологии.

    Позднее, А. Ц. Пуни в своих "Очерках" также отмечал, что на конгрессе не произошло признания спортивной психологии как специальной области научных психологических знаний. Действительно, этого не могло быть в силу хотя бы того, что спорт как явление был еще слабо развит, а вопросы психологии спорта являлись предметом интереса лишь отдельных общественных деятелей и ученых.

    В 1937 г. де Кубертен умер и был похоронен в Лозанне, где в настоящее время находится штаб-квартира МОК. Сердце его захоронено отдельно у руин античной Олимпии. Вскоре после его смерти первое международное объединение спортивных психологов распалось.

    Первая мировая война приостановила процесс развития спортивной психологии, однако период между двумя мировыми войнами (1918-1939) оказался весьма продуктивным этапом для развития спортивной психологии во многих странах мира. Так, в Германии появились не только университеты и институты физической культуры, но и соответствующие средние школы, например, в Берлине, Лейпциге, Гиссене, Марбурге, Бреслау, Гейдельберге, Касселе, Геттингене и Эрлангене. В 1920 г. в Берлине в Германской Высшей школе физических упражнений (German High School for Physical Exersice) начала работать психотехническая лаборатория под руководством Р. Шульте. Исследования берлинской лаборатории охватывали самые различные темы, в том числе, такие как влияние спорта на развитие личности и когнитивные способности, и психомоторные особенности различных спортивных навыков.

    Вообще в Германии спорту, спортивным победам придавалось большое политическое значение. Знаменательно, что олимпийский факел был впервые зажжен в 1928 г. на Играх в Амстердаме, но только на Играх 1936 г. в Берлине вспыхнул огонь, доставленный эстафетой непосредственно из Греции. Берлинская Олимпиада была первой, состязания которой транслировались по телевидению. В связи с тем, что телевизоров было очень мало, они размещались в театрах и на площадях. Интересно, что через несколько десятков лет болельщики вновь стали собираться у телевизоров, установленных в общественных местах.

    Регулярность проведения Олимпийских игр была нарушена Второй мировой войной. Она нанесла колоссальный вред экономическому развитию европейских стран. Спортивная инфраструктура во многом была разрушена. Однако, несмотря на это, с 16 по 20 июня 1944 г. Международный Олимпийский комитет организовал в Лозанне научный конгресс по психологии и педагогике спорта, посвященный 50-летию олимпийского движения. В конгрессе приняли участие почти 400 делегатов, представлявших 33 страны с 5 континентов, хотя большинство участников поселилось в Швейцарии с начала Второй мировой войны и раньше. Первый день, 16 июня, был полностью посвящен психологии. Были проведены 16 презентаций, носящих феноменологический и описательный характер. Однако во время войны было сложно организовать публикацию материалов. По этой причине доклады были опубликованы по инициативе Международного бюро по спортивной педагогике Олимпийского института в Лозанне только в 1947 г.

    После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г., было сформировано много независимых специализированных организаций, одна из которых (по вопросам образования, науки и культуры), ЮНЕСКО, учредила консультативные комитеты и организации. В Париже в 1958 г. был основан Международный совет по спорту и физическому воспитанию (1С5РЕ, в настоящее время ЮББРЕ), который быстро развивался в области международного спорта и спортивной науки. Ее первым президентом был барон Филипп Ноэль-Бейкер (1889-1982), который в 1959 г. получил Нобелевскую премию Мира за заслуги в достижении мира и разоружения.

    В 1950-х гг. олимпийское движение, а с ним и спортивная психология, как часть спортивной науки, получило свое дальнейшее развитие. В определенной степени этому способствовало включение в игры Советского Союза, спортсмены которого оказали серьезную конкуренцию признанным лидерам того времени - спортсменам США. Сам факт конкуренции потребовал включения в процесс подготовки спортсменов национальных сборных новых методов, в том числе - психологических.

    Международный совет по спорту и физическому воспитанию был ориентирован на создание международной организации по спортивной психологии. В 1964 г. итальянский психиатр Ферруччо Антонелли, работавший в то время со спортсменами, предложил создать международную ассоциацию спортивных психологов. По его инициативе в 1965 г. в Риме состоялся I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов - International Society of Sport Psychology (ISSP - ИССП).

    Первый международный конгресс спортивных психологов состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна по инициативе Пьера де Кубертена. Только спустя полвека по инициативе итальянского психиатра Ф. Антонелли в Риме прошел I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов, давший серьезный импульс для дальнейшего развития этого направления психологической науки и спорта.

    Одной из целей ISSP было использование национальных традиций и опыта для повышения эффективности применения психологии в области физической культуры и спорта. Результаты исследований в этой области были интересными, однако опыт одной страны далеко не всегда можно было транслировать в другие страны. Большое значение имел различный менталитет, а также социальные и политические особенности, характерные для той или иной страны.

    Президентом Международного сообщества спортивных психологов (ИССП) был избран Антонелли. Он же стал первым редактором "Международного журнала спортивной психологии". На конгресс приглашены представители СССР. В ходе работы форума было принято решение о подготовке материалов для принятия СССР в ИССП в качестве коллективного члена.

    Второй конгресс, в котором советские психологи должны были участвовать в качестве полноправных членов, состоялся в 1968 г. в Вашингтоне, однако в списке участников их не оказалась. Летом того же года в Чехословакии вспыхнуло антикоммунистическое восстание, жестоко подавленное советскими войсками. В знак протеста против агрессивных действий

    Советского Союза ряд членов Международного сообщества спортивных психологов предложили отказать представителям страны-агрессора в праве участвовать в конгрессе, а значит -и в членстве в ИССП. Впрочем, по версии советской печати, именно советские психологи были инициаторами отказа от дальнейшего сотрудничества с Международным сообществом, солидарным с "антинародным движением".

    Симпатии ИССП действительно были на стороне маленькой (по сравнению с Советским Союзом), Чехословакии. На следующем конгрессе (Мадрид, 1973) президентом сообщества был избран представитель ЧССР Мирослав Ванек, а очередной, четвертый по счету, конгресс состоялся в Праге (1977). Конгресс в Мадриде примечателен тем, что, что его участники, в том числе советский психолог А. В. Родионов, были представлены будущему королю Испании Хуану Карлосу I де Бурбону. Интерес к спорту у Хуана Карлоса не случаен - в 1972 г. он принимал участие в Олимпийских играх в Мюнхене (парусный спорт), заняв 15-е место.

    Возникновение и развитие спортивной психологии в Европе

    Усиление "американского течения" в спортивной психологии вынудило европейских психологов задуматься о создании собственного объединения. На международной конференции "Психологическая подготовка спортсменов", которая проходила в Варне (Болгария) 3-5 декабря 1968 г. французский психиатр Эрик де Винтер предложил создать европейскую Федерацию спортивных психологов. Идея была обсуждена заранее с представителями Испании Хосе Феррер-Хомбравелла и Болгарии Эмой Герон, которые поддержали начинание. Против создания европейской Федерации выступил представитель СССР П. А. Рудик, что вынудило отложить ее юридическое основание. Вместе с тем международную конференцию в Варне принято считать I европейским конгрессом психологов спорта.

    Датой формального рождения Европейской Федерации психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles), сокращенно - считают 4 июня 1969 г. В этот день в рамках Третьего Франко-Германского коллоквиума по спортивной медицине и спортивной психологии, который проходил во французском городе Витель, состоялся II конгресс ФЕПСАК. Официальным языком ФЕПСАК был признан английский, а названием науки стала "Psychology of Sport and Exercise" ("Психология спорта и физических упражнений").

    Следует отметить, что предложение по созданию европейского объединения снова встретило резкую оппозицию, на этот раз от президента ИССП Антонелли. Он расценивал сам факт создания как начало конкуренции. Но, несмотря на это, европейская Федерация спортивной психологии была создана.

    В 1969 г. была основана Европейская Федерация психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles).

    На протяжении нескольких лет длилось своеобразное противостояние между ФЕПСАК и ИССП, и только в 1981 г. на IV Конгрессе ИССП в Оттаве (Канада) проблемы взаимодействия были окончательно разрешены.

    II конгресс ФЕПСАК провел важное формальное мероприятие - выборы руководства Федерации. Президентом была избрана Э. Герон из Болгарии, а генеральным секретарем - Эрик де Винтер. В Руководящий Совет вошел представитель Советского Союза - А. В. Родионов, хорошо известный в Европе благодаря успешности своей работы с национальной сборной командой боксеров.

    Однако спустя год на очередном международном форуме спортивных психологов в Мамайа (Румыния) один из главных идеологов профессионального сообщества Э. де Винтер отказался от собственных полномочий и заявил о выходе из Федерации. Это поставило ее дальнейшее существование под угрозу. В целях "реанимации" ФЕПСАК в столице Болгарии Софии в 1970 г. было срочно собрано специальное совещание, на которое пригласили спортивных психологов из разных стран. Председательствовала Э. Герон, а среди участников были такие известные специалисты как Гвидо Шиллинг (Швейцария), Михай Эпуран (Румыния), Ласло Надори (Венгрия), Эрвин Хан (ФРГ) и др.

    На первом заседании Руководящего Совета были созданы два комитета: по "информации и документации" (председатель Пауль Кунат) и по "научным проблемам в области развития психологии спорта и физической культуры" (председатель Михай Эпуран). В ходе работы совещания был разработан устав организации, предложены кандидатуры президента, вице-президента и членов Руководящего Совета. В уставе новой организации (1970) было отмечено, что в ФЕПСАК нет политической, идеологической или религиозной дискриминации.

    Спортивная психология начала служить своеобразным связующим звеном между общей психологией и спортивной наукой, что привело к созданию связей ФЕПСАК с другими международными и национальными психологическими научными организациями. В 1971 г. Э. Герон установила контакты с 1ААР (Международная ассоциация по прикладной психологии).

    Официальное избрание руководства ФЕПСАК состоялось на III конгрессе ФЕПСАК в Кельне (1972). Президентом стала и оставалась им до 1974 г. Э. Герон. Вице-президентом стал И. Мацак (ЧССР, в настоящее время - Словакия), Э. де Винтер (Франция) - генеральным секретарем. В Руководящий Совет были избраны: П. Кунат (ГДР, теперь - Германия), М. Эпуран, Дж. Ройг-Ибанез (Испания), Г. Шиллинг, К. Сарман (Турция) и Альберт Родионов (СССР, в настоящее время - Россия). На конгрессе прозвучало предложение избрать А. В. Родионова вице-президентом, однако оно не получило одобрения советского руководства - Родионов не был членом КПСС.

    Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на конгрессе в Кельне, был доклад М. Эпурана, посвященный созданию в сфере спортивной психологии 63 терминов на семи языках. К сожалению, казавшееся перспективным предложение в полном объеме так и не было выполнено.

    В 1973 г., находясь в Мадриде на конгрессе ИССП, Э. Герон приняла решение об отъезде на постоянное место жительства в Израиль. Естественно, что после этого в СССР, осуждавшего внешнюю политику Израиля, она стала "персоной нон грата". Последней работой президента ФЕПСАК, опубликованной в советском издательстве "Физкультура и спорт", была "Психоспортограмма", вошедшая в сборник статей спортивных психологов разных стран "Психология и современный спорт" (1973). В этот же сборник вошла проблемная статья "Методы психологической диагностики спортсмена и тренера" специалистов из Карлова университета (Прага) М. Ванека, В. Гошека и Б. Свободы.

    Сменив гражданство, Э. Герон лишилась статуса президента, на пост которого было выдвинуто несколько кандидатур. Одной из причин разгоревшейся предвыборной борьбы было влияние, которое могла оказывать Федерация на политические настроения в европейском спорте: если Международное сообщество спортивных психологов ориентировалось на США, то Европейская Федерация во многом поддерживала страны социалистического лагеря.

    Выборы показали умение психологов находить компромиссные решения: после представительницы социалистических стран Э. Герон президентом стал представитель "лагеря капитализма" Г. Шиллинг. Это произошло на IV конгрессе в Эдинбурге. Забегая вперед, отметим, что участники V конгресса, проходившего в Варне (1979), продлили его полномочия на второй срок.

    В 1960-1970-х гг. стала активно развиваться спортивная психология в социалистических странах. Это во многом было связано с успешной деятельностью отечественных ученых, которых в качестве консультантов приглашали в восточноевропейские страны. В свою очередь, представители этих стран приезжали в СССР на стажировку, учились в аспирантуре московского и ленинградского институтов физической культуры и спорта. В эти и последующие годы осуществлялись совместные разработки, а советское издательство "Физкультура и спорт" издавало сборники работ спортивных психологов социалистических стран.

    Совместная деятельность способствовала обоюдному развитию спортивной науки в СССР и странах социалистического лагеря. Вместе с тем, спортивная психология в странах социализма, являясь социально и политически ориентированной наукой, была обязана "делать реверансы" правящему строю.

    Так, заключительная статья сборника работ специалистов социалистических стран ("Психология и современный спорт", 1973) заканчивалась словами: "Нельзя забывать мудрых слов В. И. Ленина: "Без настоящей теории практика слепа"".

    В 1978 г. на конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии в Мюнхене (ФРГ) большой интерес вызвал тест тревожности Спилбергера с позиции его потенциального использования в спорте. На заседании Руководящего Совета ФЕПСАК в Будапеште в 1980 г. было принято решение начать проект "Тревожность в спорте" с целью создания обзора тестов, используемых в этой области. Ответственность за проект Совет возложил на президента шведского общества "Поведенческие исследования в спорте" Эрвина Апитча. Кроме того было предложено сделать тему "Тревожность в спорте" главной на Конгрессе ФЕПСАК в 1983 г. Результатом работы стала публикация книги под названием "Тревожность в спорте". Сто пятьдесят восемь страниц книги содержали перечень завершенных, текущих и запланированных исследований, резюме исследования тревоги, данные об исследованиях этого явления в различных странах. Таким образом, стали реальностью первые научные публикации ФЕПСАК.

    В 1983 г. на VI конгрессе в Магглингене (Швейцария) Шиллинга сменил представитель социалистического лагеря П. Кунат. Как и его предшественник, Кунат был переизбран на второй срок во время VII конгресса в германском городе Бад-Блангенбурге (1987). Следует признать, что Кунат оказался умелым политиком, сумевшим избежать противостояния с ИССП. Это привело к тому, что на конгрессы Международного сообщества стали официально приглашать членов Европейской Федерации, в том числе представителей СССР, а на конгрессы ФЕПСАК - психологов со всего мира, включая США.

    В 1980-е гг. представителем Советского Союза в Руководящем Совете ФЕПСАК стал ленинградский спортивный психолог Г. Д. Горбунов (ГДОИФК).

    Двадцать лет спустя после основания Европейской Федерации, в 1989 г., был опубликован первый номер бюллетеня ФЕПСАК. Бюллетень был создан в целях эффективного обмена опытом в Европе. До этого только в Италии (с 1971) и Германии (с 1987) выходил специальный журнал спортивной психологии. Статьи по спортивной психологии в других странах публиковались в основном в журналах по физическому воспитанию, спортивной медицине, медицинской помощи, психотерапии и педагогике для инвалидов или реабилитации.

    Бюллетень ФЕПСАК, выходящий два раза в год, был важным средством информации до 2001 г., когда Руководящий Совет Федерации отменил публикации из-за расходов на печать и почтовые расходы, а также из-за появления сайта ФЕПСАК и создания официального журнала Федерации "Психология спорта и физических упражнений".

    На заседании Руководящего Совета в Софии в 1989 г. казначей Федерации Эрвин Хан предложил учредить награды для молодых ученых. Приглашение к участию в конкурсе и правила были направлены странам-участникам в мае 1990 г. С тех пор премии ФЕПСАК вручались в 1995,1999 и 2003 гг. молодым психологам, зарекомендовавшим себя в работе со спортсменами.

    В 1991 г. состоялась первая сессия Генеральной Ассамблеи ФЕПСАК после падения Берлинской стены. Она положила конец политическим разногласиям внутри ФЕПСАК, что, в частности, позволило Израилю стать членом Федерации, хотя географически он не принадлежал Европе.

    Авторитет ФЕПСАК возрастал. На VIII конгрессе в Кельне (1991) приняли участие 250 ученых, представлявших 36 стран, в том числе 13 неевропейских. Советская делегация в составе 21 человека на конгрессе была одной из самых представительных. Темы конгресса говорят о разносторонности подхода к проблеме психологии физической культуры и спорта. Среди основных тем были такие, как "Здоровье, благополучие и хорошее соревновательное выступление спортсменов как темы спортивной психологии", "Спортивная мотивация", "Психологическая подготовка в спорте", "Аэробные упражнения, стресс и здоровье", "Психотерапия в спорте: возможности и применение" и др. Один из пяти организованных в рамках конгресса симпозиумов "Психологическая подготовка в спорте" провел А. В. Родионов совместно со своим коллегой Д. Хакфортом из ФРГ.

    Практически на всех секциях конгресса выступали советские психологи, а на одном из трех "Рынков исследовательских методик" интерес зарубежных специалистов вызвала компьютеризированная система социально-психологического контроля и управления спортивной командой, разработанная Е. А. Калининым (Москва). Отметим, что в дальнейшем компьютерные психодиагностические методики, разработанные Е. А. Калининым и его коллегой М. Н. Нилопцом, активно применялись в спортивной психологии. На этом же "Рынке" было представлено еще одно советское изделие - компьютерный тест-тренажер "Тактик", разработанный Б. В. Турецким и В. Г. Сивицким.

    В рамках конгресса состоялись выборы нового состава Руководящего Совета, в который был избран лишь один представитель из бывших стран социалистического лагеря Л. Надори. Следующим президентом, возглавлявшим ФЕПСАК два срока (1991-1995), стал Стюарт Биддл (Великобритания). В 1992 г. на заседании Руководящего Совета в Будапеште бельгийский психолог Ив Ванден выступил с сообщением, что Европейское сообщество готово предоставить финансовые средства для разработки программы по подготовке магистров в физическом воспитании и спортивной психологии. В первой группе приняли участие 12 студентов из шести стран. Программа прошла с большим успехом и считается одной из лучших инициатив ФЕПСАК.

    Одним из новшеств С. Биддла было предложение о публикации Европейского журнала спортивной психологии. Первый том "Европейского ежегодника спортивной психологии" под редакцией Роланда Зайлера увидел свет в апреле 1997 г.

    В 2000 г. после трех лет издания "Европейский ежегодник психологии спорта" заменили официальным журналом ФЕПСАК - "Психология спорта и физических упражнений".

    В дальнейшем президентами Европейской Федерации были Г. Роберте (избран в Праге в 1999 г.) и Р. Зайлер (избран в Копенгаген в 2003г.).

    Спортивная психология в Европе в XXI веке

    Каждый новый конгресс расширял круг рассматриваемых вопросов. На XI конгрессе в Копенгагене (2003) выделялись пять основных направлений: "Образ "физического тела" в спортивной психологии и физической деятельности", "Детский и юношеский спорт", "Страсти и эмоции в спорте и физической культуре", "Тренер, команда и спортивное соревнование", "Пути повышения физической активности для здоровья и благополучия". Вместе с тем наибольший интерес вызвали две актуальных проблемы современности - два полюса физической активности. С одной стороны, это позитивные факторы занятий населения физической культурой (физическое здоровье, продление жизни, высокий уровень ее качества и др.). С другой стороны, это критические факторы, сопутствующие спорту высших достижений (травмы, стрессы, ранний уход из спорта, карьерные трудности после окончания спортивной деятельности).

    Когда СССР прекратил свое существование, его правопреемником стала Ассоциация спортивных психологов России. Однако она длительный период не платила членских взносов и автоматически выбыла из ФЕПСАК, что не помешало отношениям российских психологов и их зарубежных коллег. Разработанный Л.-Э. Унестолем (Швеция) курс ментального тренинга был с его согласия переведен и адаптирован на русский язык доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном из Санкт-Петербургского НИИ физической культуры и спорта.

    Л.-Э. Унестоль предложил программу психического воздействия, основанную на так называемой моторной автоматизации и реактивации (воссоздании) "чувства успеха". Он предложил способ формирования чувства успеха, состоящей из трех взаимосвязанных частей: мысленная тренировка, концентрация на конечной цели, тренировка способности перенесения своего образа в идеальную (модельную) ситуацию. Л.-Э. Унестоль обратил внимание на то, что с точки зрения спортсменов, занимающихся ментальным тренингом, уверенность в себе положительно влияет на результаты. Вместе с тем для спортсменов, не занимающихся подобным тренингом, зависимость обратная: только положительный результат вырабатывает уверенность в себе.

    В 2002 г. было принято решение организовывать конференции по спортивной психологии в рамках чемпионатов Европы по тем или иным видам спорта. Первая такая конференция была проведена по случаю Чемпионата Европы по гандболу для мужчин в Швеции 2 февраля 2002 г. в Стокгольме. Она было организована совместно с ФЕПСАК Европейской Федерацией гандбола, шведским обществом поведенческих исследований в области спорта и шведской ассоциацией гандбола и была проведена без финансовой поддержки ФЕПСАК.

    В программу были включены такие темы как "Эмоции и оптимальная результативность в командных видах спорта", "Карьерный переход: почему труден шаг от талантливого молодого игрока к успешному взрослому игроку", "Что может спортивная психология сделать для гандбола" и др.

    В 2007 г. XII конгресс ФЕПСАК избрал президентом Федерации Поля Виллемана (Бельгия). В статье, написанной П. Виллеманом совместно с предыдущим президентом Федерации австрийцем Р. Зайлером, авторы, ссылаясь на Э. Герон, отмечали, что в конце 1960-х гг. спортивная психология была не предпочитаемой сферой деятельности. Однако со временем спортивная психология каким-то образом вошла в моду. Популярность этой отрасли психологической науки объясняется рядом факторов: начиная ростом популярности, как спорта, так и психологии вообще, и заканчивая активной деятельностью самой Федерации.

    В 2009 г. по инициативе нынешнего президента П. Виллемана в пригороде Парижа - Вансенне состоялась юбилейная встреча, посвященная 40-летию ФЕПСАК, на которой российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью "За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК". Почетными членами организации за вклад в европейскую психологию спорта ранее были названы Р. Sivadon (Франция), J. Ferrer-Hombravella (Испания) и П. А. Рудик - все в 1969 г.; К. Feige (Германия) в 1980 г.; G. Rioux (Франция) в 1983 г., А. Ц. Пуни в 1984 г.

    На встрече в Венсене (Франция, 2009), посвященной 40-летию ФЕПСАК, российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью "За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК".

    В разные годы организовывались национальные общества спортивной психологии в ФРГ, Англии, Франции и других странах, включая страны - бывшие республики СССР. Так, например, в 1992-1993 гг. создается общество спортивных психологов Украины, а в 1995 г. открывается Белорусская республиканская ассоциация спортивных психологов. Спустя несколько лет в Белорусской олимпийской академии была открыта секция спортивной психологии (2008).

    Спортивная психология в США

    Американская спортивная психология развивалась параллельно с европейской, хотя сами американцы традиционно считают, что именно им принадлежат приоритеты во всех начинаниях этой науки.

    В 1897 г. американский врач Норман Триплетт провел эксперимент, который можно отнести в равной степени к области как социальной, так и спортивной психологии. Будучи любителем велосипедного спорта, он обратил внимание, что в парных или групповых состязаниях гонщики показывают более высокий результат, чем в индивидуальных состязаниях. В дальнейшем он опытным путем подтвердил это, и в США его эксперимент принято считать началом новой науки.

    Начало спортивной психологии в США относят к 1897 г., когда Н. Триплетт провел эксперимент с участием велосипедистов-гонщиков.

    В 1918 г. студент Иллинойского университета Колмен Гриффит, которого американцы называют "отцом-основателем" спортивной психологии, провел свои первые (тогда еще неофициальные) исследования с участием студентов, занимающихся спортом - футболом и баскетболом. В дальнейшем он написал ряд работ, одна из которых - "Психология спортсменов" (1922) стала безусловной классикой спортивной психологии. В 1925 г. Гриффит открыл лабораторию спортивной психологии в Иллинойском университете. В те же 1920-е гг. он опубликовал два ставших классическими труда: "Психология тренерской деятельности" (1926) и "Психология спорта" (1928)".

    В США историю развития психологии спорта и физической культуры разделяют на пять периодов.

    Первый период (1895-1920) охватывает экспериментальную деятельность Триплетта и начало исследований Гриффита. В это же время ученый из Йельского университета Е. У. Скрипчер публикует работу о влиянии спорта на развитие индивидуальных особенностей человека (1899), а Г. Т. У. Патрик - о психологии игры в спорте (1903).

    Второй период (1921-1938) практически полностью связывают с именем К. Гриффита: открытие им спортивной лаборатории в 1925 г., основные публикации ("Психология тренерской деятельности", "Психология спорта"), закрытие лаборатории в 1932 г. Из-за отсутствия средств, приглашение на должность психолога в чикагскую бейсбольную команду. Последнее событие, произошедшее в 1938 г., кажется особенно важным: прекращение финансирования научных исследований не означало невостребованности спортивной психологии. Более того, умеющие считать деньги американцы показали, что готовы потратиться на психолога ради успешности, в том числе финансовой, спортивной команды.

    В этот же период получило свое развитие и распространение психологическое образования для учителей физического воспитания не только в Иллинойском университете, но и других университетах, например, в Гарварде, Спрингфилде, Массачусетсе.

    Третий период начинается в 1939 г., когда сотрудник кафедры физического воспитания Калифорнийского университета Франклин Генри разработал программу по психологии двигательной активности. В течение последующих 30 лет закладывались основы американской школы психологии спорта и физического воспитания. Завершился период в 1965 г. конгрессом в Риме.

    Четвертый период (1966-1977) в основном характеризовался тем, что после учреждения в 1967 г. Североамериканского общества психологии спорта и проведения им первой конференции психологи стали активно работать с командами и спортсменами. Это привело к появлению тестов, предназначенных непосредственно для работы со спортсменами. Примером может быть тест уровня тревоги для оценки характерных особенностей состояния соревновательной тревоги (R. Martens, 1977). С 1970 г. издается официальный печатный орган ИССП - "Международный журнал психологии спорта".

    Пятый период (1978 - по настоящее время) выделяется значительным развитием прикладной стороны спортивной психологии. Создаются тесты, ориентированные на конкретные виды спорта, в том числе тест индивидуального типа внимания теннисистов, тест уровня тревоги у борцов, анкета групповой (командной) сплоченности баскетболистов и т.д. Спортивной психологии уделяется большое внимание на государственном уровне - олимпийский комитет стр

    Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности прояв­ления, развития и формирования психики человека в специфи­ческих условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельнос­ти.

    Основные цели психологии спорта - это изучение психоло­гических закономерностей формирования у отдельных спорт­сменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходи­мых для участия в соревнованиях, и разработка психологичес­ки обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

    Достижение этих целей предполагает решение следующих за­дач:
    1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена Следует отметить следующие конкретные задачи:
    а) психологический анализ соревнований;
    б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
    в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
    г) определение совокупности моральных, волевых и других пси­хологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
    д) психологический анализ условий тренировочной деятель­ности и спортивного быта: исследование их влияния на психи­ку спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

    Задачи психологии физического воспитания и спорта
    1. Специфические задачи
    а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
    б) ставить образовательные задачи, предусматривающие сис­темное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними зна­ний.
    2. Общепедагогические задачи
    а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
    б) воспитать волю, позитивные качества характера, положи­тельные эмоции и эстетические потребности личности.



    История развития психологии спорта.
    Психология спорта -молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.
    l.Ha первом этапе развития, этапе зарождения , психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дис­циплина, необходимая для психологического описания спортив­ной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вна­чале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражне­ниями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.
    В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигатель­ных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям пред­стартовых и стартовых психических состояний и т.д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.
    Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦО-ЛИФКа (руководитель профессор П.А.Рудик) и ГДОИФКа им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А.Ц.Пуни).
    2. На втором этапе, этапе становления , психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.
    Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и раз­витию волевых качеств, затем сформировалась идея психологи­ческой подготовки спортсменов, столь же необходимой, как тех­ническая или физическая.
    Разрабатывались проблемы общей психологической подготов­ки, совмещающей особенности технической, физической и так­тической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спорт­смена и формирования спортивного коллектива. Особое место за­нимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».
    3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологичес­кой науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспектива­ми развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и уп­равления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

    Первый этап (20-30-е годы XX в.) - описательно-объяснительный (познавательно-описательный) - характеризовался стремлением найти место психологии в комплексном изучении вопросов физического воспитания и спорта. В первых работах, заложивших основы становления психологии ФКиС, велось накопление и описание научных фактов, выяснялись некоторые базовые психологические закономерности физического воспитания и спорта (влияние физических упражнений и спортивных соревнований на психическую сферу человека), изучались реакции в спорте.

    Второй этап (30-40-е годы XX в.) - становление психологии ФКиС - связан с определением предмета, проблематики, изучением психологических особенностей спортивной деятельности (общих и в конкретных видах спорта). Разрабатывались психологические основы спортивной тренировки (физической, технической, тактической подготовки спортсменов), а также особенности спортивного соревнования и личности спортсменов.

    Третий этап (45-й-50-е годы XX в.) - утверждение психологии ФКиС - связан с признанием ее как учебной, научной и практической дисциплины (1952 г. - защита первой докторской диссертации на тему «Психология спорта» А.Ц. Пуни). Сформировались две научные школы: ленинградская (А.Ц. Пуни) и московская (ПЛ. Рудик). В институтах физической культуры психология ФКиС вошла в учебные планы. Первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх послужило толчком к изучению готовности спортсменов к соревнованиям, выделению морально-волевой подготовки в особый ее вид.

    Четвертый этап (56-й-80-е годы XX в.) развитие психологии ФКиС - характеризовался стремлением к обеспечению практики спорт (начало систематической помощи сборным командам по различным видам спорта), объединением усилий психологов (1956 г., Ленинград 1 Всесоюзное совещание; 1965 г., Рим - I Международный конгресс).

    Началась разработка психодиагностики и социальной психологии в спорте. Определены: целостная концепция волевой подготовки, содержание психологической подготовки спортсмена; сформирована система комплексного психологического контроля и психологического обеспечения спортивной деятельности

    Пятый этап (с нач. 90-х годов XX а.) современное состояние - связан с переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной карьеры (системе психологической помощи на всех этапах многолетней спортивной деятельности), укреплением международных связей психологов спорта. Характеризуя прикладной потенциал психологии ФКиС, можно констатировать возросший интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля и создание психологической службы в сфере спорта.

    Вклад А.Ц. Пуни в развитие психологии физической культуры и спорта

    Основал Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) научную школу психологии спорта, первую кафедру психологии в системе физкультурного образования страны. Разработал ряд крупных научных концепций. Защитил первую докторскую диссертацию по психологии спорта.

    Занимался проблемами психологических основ технической и тактической подготовки спортсменов. Установил ряд закономерностей образования двигательных навыков в спортивной деятельности и динамические соотношения осознаваемого и неосознаваемого на различных этапах его формирования. Выявил особенности мышечных ощущений, двигательной памяти, внимания, мышления (тактического).

    Впервые в психологии спорта (1946-1947 гг.) выявил роль представлений движений, разработав концепцию полифункциональности-полимодальности представления движений с обоснованием тренирующей функции, что легло в основу идеомоторной тренировки.

    Разработал концепцию волевой подготовки в спорте, раскрывающую сущность волевых усилий, действий и качеств спортсменов, обеспечивающих преодоление ими препятствий различной степени трудности. Большое внимание уделял психологической подготовке к соревнованиям, определив систему ее звеньев, признаки состояния психической готовности; выделил этапы непосредственной подготовки к исполнению спортивного действия.

    В научной школе А.Ц. Пуни велась разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта, предметом которой явилось развитие спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности.

    Основные научные труды: «Очерки психологии спорта», 1959; «Психологическая подготовка к соревнованию в спорте», 1969; «Психологические основы волевой подготовки в спорте», 1977;

    Вклад П.А. Рудика в развитие психологии физической культуры и спорта

    Развитие петербургской школы шло и в постоянномсоперничестве с московской школой психологии спорта во главе с Петром Антоновичем Рудиком (1893-1983), доктором психологических наук, профессором.

    Основные профессиональные достижения и научные идеи: Все его исследования в области психологических проблем физического воспитания и спорта можно разделить на четыре группы.

    К первой группе относятся исследования общих психологических особенностей спортивной деятельности. Ко второй - исследования по проблеме психологии личности спортсмена, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально-волевых процессов. К третьей - психологические исследования по проблеме обучении физическим упражнениям и спортивной тренировки. Анализировал процесс формирования и совершенствования двигательных навыков. К четвертой - экспериментальные исследования некоторых сенсорных процессов и двигательных реакций в их отношении к физическим упражнениям. Основные научные труды: «Воля и ее воспитание», 1945; «Спорт и воспитание личности», 1956; «Психологические особенности двигательных навыков и их значение в обучении и спортивной тренировке.

    4.Актуальные проблемы спортивной психологии на современном этапе ее развития. Спортивная психология (по терминологии II Международного конгресса 1995 г. в Москве) утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии в XX в.

    Современный этап развития спортивной психологии характеризуется:

    1прикладным характером развития науки, интересом к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов;

    2углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категории деятельности и личности спортсмена (расширяется круги исследований, реализующих комплексную и системную методологию);

    3переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной деятельности. Важнейшим направлением в спортивной психологии является работа с юными спортсменами. Большое внимание уделяется этапу завершения спортивной деятельности;

    4созданием системы психологических программ и их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс («формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях», «управление психическим состоянием спортсмена» и др.);

    5особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления, психологического мониторинга - регулярного наблюдения за динамикой...

    Но несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно. Спортивная психология еще не стала неотъемлемой частью процесса подготовки спортсменов, что обусловлено наличием ряда причин:

    Проблему психологического обеспечения подготовки спортсменов затрудняют особенности «социального заказа» (деятельность психолога сводится к решению экстренных проблем коррекции неблагоприятных психических состояний во время соревнований).

    Как правило, тренеры, спортсмены пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на житейский опыт, без учета психологических закономерностей спортивной деятельности.

    Недостаточно изучаются вопросы формирования личности в спорте, что является ключом к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности. Спортивная психология покаеще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции икоррекции. Не нашла должного отражения проблема психологического здоровья и благополучия спортсменов.

    Спортивная психология XXI века - это, прежде всего, психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать возникающие проблемы.