Приют гардемаринов. Как Петр I создал первую в России Навигацкую школу

Образована путём преобразования государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната №66 Западного учебного округа приказом Московского Комитета Образования №398 от 07.07.2000 года. «Навигацкая школа» ведёт свою родословную от школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701 году.

В учебном корпусе созданы все условия для реализации учебных программ. Учебный план «Навигацкой школы» составлен на основе Московского базисного учебного плана кадетских школ-интернатов с учётом дополнительных образовательных программ.

Имеется 22 учебных кабинета, кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности» совмещён с «Основами военной службы» и «Основами медицинской подготовки», кабинет «Начальной морской подготовки» (осуществляет подготовку яхтенных рулевых), кабинет морского тренажёрного комплекса «Навигационный мостик», кабинет физики, кабинет биологии, кабинет истории, кабинет химии, другие кабинеты и библиотека с читальным залом (школа укомплектована учебниками на 100%).

Набор в КШИ «Навигацкая школа»

Прием с 5 класса

Набор в КШИ «Навигацкая школа» осуществляется на основании Устава ГОУ КШИ «Навигацкая школа», Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ№117 от 15.02.2010 г., Приказа ЗОУО ДО г.Москвы «О порядке приёма детей в пятые классы кадетских школ-интернатов Западного округа», Приказа по КШИ «Навигацкая школа» «Об организации проведения приёма воспитанников в кадетскую школу-интернат «Навигацкая школа».

Для поступления в КШИ «Навигацкая школа» необходимо:

1. Посетить День открытых дверей, который традиционно проводится ежегодно в марте.

2. Во время работы приёмной комиссии изъявить желание о поступлении в «Навигацкую школу» и получить запросы в медицинские диспансеры, ОДН ОВД и КДНиЗП для формирования комплекта документов по перечню.

3. С комплектом документов явиться с ребёнком для прохождения психологического собеседования и педагогических собеседований по русскому языку и математике, сдаче нормативов по физической культуре.

4. Приёмная комиссия проводит набор детей из числа кандидатов, подавших документы и прошедших собеседования.

5. Список детей, зачисленных в КШИ «Навигацкая школа», утверждается Западным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы.

Рабочая неделя начинается торжественного построения на плацу в 8 часов 00 минут. Начало занятий в 8 часов 45 минут. Продолжительность уроков 45 минут. Кружковая работа, спортивные секции, классные и общешкольные мероприятия проводятся в рабочие дни с 14.30.

Школа – интернат работает по режиму шестидневной рабочей недели, организация обучения по классно – урочной форме.

Наши воспитанники проходят обучение, проводят свой досуг в условиях, где для них сделано все необходимое. Образовательный процесс в школе организован в оснащенныхкабинетах, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и учебным планом Созданные условия позволяют обеспечить качественную подготовку воспитанников по программе не только общеобразовательной школы, но и адаптировать их к военным условиям. Ведь наряду с аттестатом о среднем образовании кадеты получают и военную подготовку

Регламент организации вступительных испытаний для поступающих в 5-е, 6-е и 7-е классы кадетских школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Вступительные испытания в форме тестирования проводятся для поступающих в 5-е, 6-е и 7-е классы государственных бюджетных образовательных учреждений кадетских школ-интернатов в два равноценных между собой потока:

25 марта 2014 г. по математике и 27 марта 2014 г. по русскому языку.
Для обучающихся, не принимавших участия в испытаниях в первом потоке:
- 08 апреля 2014 г. по математике и 10 апреля 2014 г. по русскому языку.

Время начала испытаний 10.00. Продолжительность - 45 минут по каждой дисциплине.

Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение с базовой математической подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге и Н.ш. в Москве (действовала до 1752). В школе преподавали А.Д. Фарварсон, Л.Ф. Магницкий, выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Ученики школы получали содержание от казны, большинство учеников составляли дети горожан в возрасте от 14 до 20 лет. Учебный цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику и практическую навигацию. Для дальнейшей специализации выпускников отправляли для практики в морском деле на флот, на геодезические и архитектурно-строительные работы. Указом 1714 выпускники Н.ш. направлялись также учителями в цифирные школы. Специально для Н.ш. были подготовлены печатные учебные пособия: "Арифметика" Магницкого (1703), "Таблицы логарифмов и синусов" Фарварсона, Гвина и Магницкого (1704). С 10-х гг. 18 в. Н.ш. постепенно приобрела черты закрытого сословного учебного заведения (специальные указы устанавливали процент для дворян). (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.156) См. также Начальное образование

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА

Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техн. уч. заведение с базовой матем. подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге, куда были переведены ст. ученики и большая часть педагогов, и Н. ш. в Москве, где в качестве центра матем. подготовки действовала до 1752.

Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на рус. службу первых преподавателей Н. ш.: А. Д. Фарварсона, инструкторов по навигации - выпускников лондонской Королевской матем. школы С. Гвина (1683- 1720) и Р. Грейса (1681-1711). В 1701 в штат был принят Л. Ф. Магницкий, ведавший всеми адм. делами школы.

Первый набор учеников составил 200 чел.; к моменту разделения в Н. ш. числилось 500 чел., получавших содержание «от казны» (к-рое зависело от успеваемости и ступени обучения). Большинство учеников составляли дети горожан (приказных, посадских, духовенства) в возрасте от 14 до 20 лет. Уч. цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику с элементами геометрии, тригонометрии, астрономии и физ. географии, практич. навигацию. Ученики проходили весь цикл обучения в основном за три года.

Для дальнейшей специализации выпускников, получивших базовую подготовку в Н. ш., отправляли для практики в морском деле на флот (в России и за границу - впервые в 1706 - ок. 30 чел., впоследствии до 50 чел. ежегодно), на геодезические (прокладка дорог, «вы-меривание» планов и «ландкарт») и архи-тектурно-строит. работы. Указом 1714 выпускники Н. ш. направлялись также учителями в провинциальные цифирные школы. С организацией в Москве новых проф. уч. заведений (Артиллерийская, Инженерная школы) ученики последних проходили нач. матем. подготовку в Сухаревой башне.

Специально для Н. ш. впервые в истории рус. просвещения были подготовлены печатные уч. пособия: «Арифметика» Магницкого (1703), «Таблицы логарифмов и синусов» Фарварсона, Гвина и Магницкого (1714), использовались и рукописные учебники. Ученики получали практич. навыки в черчении и пользовании навигацкими и геодезич. инструментами (в составе Н. ш. была инструментальная мастерская). В 1702- 03) Сухарева башня была специально достроена для нужд школы: в одной из палат жили ученики, не имевшие жилья, в других кроме классов находились «покои» для т. н. иноземных учителей.

Сохранившиеся сведения свидетельствуют о высоком уровне успеваемости и относит, стабильности состава учеников. Воспитанников не только штрафовали за прогулы, но и поощряли выплатами содержания вперед. Единовременно пособия выдавались учащимся «по случаям» (в связи с пожаром, рождением детей, стр-вом дома и пр.). Лучшие ученики помогали в организации уч. процесса; существовала должность старосты.

Неполное определение ↓

Слайд 7. –Прочитайте распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина.

«Каждому гардемарину надлежит принять участие в учениях. Во время оных следует:

  1. Изучить предписание.
  2. Выполнить задание от лучших учеников школы.
  3. Собрать карту».

Ну что готовы пройти учения? Тогда вперёд.

Слайд 8. – Прочитайте предписание

«Разбейтесь на 3 команды. Выберите командира, распределите роли. Получите задание.

За качественную работу командиры будут получать баллы в виде жетона и фрагмент карты. Она понадобится вам при прохождении учения в полевых условиях на следующем уроке. В конце путешествия подведите итоги выполненной работы, посчитайте количество набранных баллов. И выберите команду- победителя. Желаю успехов!»

Слайд 9. – Получите первое задание у выпускника Навигацкой школы Семёна Челюскина. В будущем это полярный мореплаватель. Прославился тем, что открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

«Уважаемые ребята! Расположите дроби в порядке убывания, и вы узнаете, кем вы сегодня будете»

4 4 4 4 4

180 188 200 108 98

Е М А Д А

4 4 4 4 4 4

100 208 218 89 228 280

Р Р И Г Н Ы

Какое слово у вас получилось?

Кто такие гардемарины? (Если вопрос вызвал затруднение, то обращаемся к словарю)

Слайд 10. Так называли учеников Навигацкой школы. С французкого языка гардемарин - означает морская гвардия. Я вас поздравляю. Сегодня вам всем присвоено это звание.

Подведём итог 1 конкурса.

Какова цель задания?-Удалось ли правильно собрать слово?-Вы сделали всё правильно, или были ошибки, недочёты? -Какое правило вы использовали при выполнении этого задания- Оцените свою работу.

За это команда получает жетон и фрагмент карты.

Слайд 11. Следующее задание получите от Алексея Чирикова- мореплавателя, который один из первых исследовал северо-западное побережье Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

«Уважаемые гардемарины! Помогите моей команде собраться в кругосветное путешествие. Ответьте на вопросы блиц-турнира. (Даёт критерии оценки) Чья команда быстрее поднимет руку и скажет правильный ответ, получает жетон за каждую решённую задачу. У кого больше жетонов – тот и победитель.

Слайд 12. - «Моя команда в путешествие взяла географические и навигационные карты. Географических карт 300 штук, навигационных 5/10 от географических карт. Сколько навигационных карт взяла моя команда?

Слайд 13. - Я спросил капитана:«Сколько он имеет в своей команде людей?»- он ответил: «Налицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле». Сколько людей в карауле?

Слайд 14. - В мореплавание нужно взять компасы и звёздный глобус. Нам выделили 15 рублей. За компасы заплатили 3/5 этих денег, а за большой звёздный глобус- 2/3 оставшихся денег. Сколько стоит звёздный глобус?

Слайд 15. - Сколько миль останется нам проплыть, если в первый день мы проплывём 2/7 всего намеченного пути, а намеченный путь составляет 140 миль?»

Подведём итоги.

Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить все задачи?-Какая задача вызвала затруднение?-Какие правила вы применяли?- Оцените свою работу.

Капитаны получите жетоны и фрагмент карты.

Слайд 16. Следующее задание вам предлагает русский учёный географ, картограф и историк; один из основоположников отечественной географической науки Иван Кириллов.

«Уважаемые гардемарины! Многие ученики Навигацкой школы дроби называли «ломаные числа», подумайте в группах и ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (даёт критерии оценки) Та команда, которая с ответом была ближе всех к истине получает жетон.

Подведём итоги: -Какова цель задания?-Удалось ли ответить на поставленный вопрос?-Какое понятие вы должны знать?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетоны и 3 фрагмент карты.

Слайд 17. Так как нам нужно возвращаться обратно в будущее , то выполняем последнее задание. Его предлагают нам исследователи берегов Северной Америки Михаил Гвоздев и Иван Федоров.

«Уважаемые гардемарины! Расшифруйте слово, и вы узнаете, какую ещё науку преподавали в Навигацкой школе. (Даёт критерии оценки)

П 108/160 + (92/160 – 46/160)=

Р 1-5/13 + 4/13 =

И 8/160 + 0 + 79/160=

А 49/60 – (29/60+ 11/60)=

А 1 – 4/13-7/13=

Р 29/60+ 5/54+11/54=

Кто из вас знает, что такое рапира?

Слайд 18. Рапира- старинное колющее оружие. В Навигационной школе преподавали «рапирную науку»: учили будущих офицеров сражаться на рапирах.

Подведение итогов: -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить примеры?-Какое правило вы применили?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетон и фрагмент карты

Ровно 315 лет прошло с тех пор, как император Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук.

Она дала старт появлению в стране всего военно-морского образования и смогла обеспечить в XVIII веке потребности флота в квалифицированных кадрах.

сайт рассказывает, как строилось обучение в школе, куда отбирал воспитанников сам Петр Великий.

Обучение в башне

Создание учреждения для подготовки квалифицированных морских кадров имело в начале XVIII века огромное значение. Это диктовалось, в том числе, и потребностями Северной войны. Петр I стремился создать для нужд империи современный и сильный флот. Для него нужны были морские офицеры, которых в ту пору готовили из дворян за границей, что обходилось казне очень дорого. Тогда и встал вопрос о подготовке кадров в стране.

Петр Великий думал о создании училища ещё в ходе путешествия по Европе, но предписание открыть математико-навигацкую школу в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе было издано лишь в январе 1701 года. Впрочем, эти помещения не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение переехало в помещение Сухаревской башни, ныне разрушенной. Школу в ту пору возглавил боярин Федор Головин.

Северная война: Эзельский бой. Алексей Боголюбов. Фото: Commons.wikimedia.org

Воспитанниками учреждения были не только моряки. Выпускников брали на работу инженерами, геодезистами, строителями, артиллеристами, учителями, судостроителями и металлургами. Сюда, согласно указу царя, принимали детей горожан всех сословий, кроме крепостных. Прибывших, которым должно было быть от 12 до 17 лет, осматривал сам Петр I. Император отправлял в гвардию или учиться за границу богатых и способных, а остальных определял в Навигацкую школу. Позднее возраст новобранцев был увеличен до 20 лет. Школа была преимущественно наполнена детьми низших сословий, но были ученики и знатных фамилии. Здесь, к примеру, проходили подготовку князья Волконские, Долгоруковы, Прозоровские и Шереметьевы. Ученики школы назывались гардемаринами - будущими офицерами российской армии и флота.

За прогулы - смерть

Еще за несколько лет до открытия Навигацкой школы Петр I привез из Европы учителя математики, профессора Эбердинского университета Эндрю Фарварсона. С ним прибыли в Россию и другие учителя-англичане. В течение четырех лет они влачили бедственное существование, но затем, когда открылось училище, их поселили в здании Сухаревской башни.

Сухарева башня - невеста Ивана Великого и дом колдуна. Фото: Public Domain / Ф. Бенуа. Гравюра. 1846 год.

При школе было четыре учителя - три иностранца: Фарварсон, обучавший детей математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс, специализировавшиеся на навигаторских науках и фехтовании, и один русский - Леонтий Магницкий. Последний учил гардемаринов грамоте, письму, арифметике. Он также прекрасно знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, обладал обширным багажом сведений по астрономии и навигации.

Магницкий, несмотря на то, что являлся человеком, на котором держался весь образовательный процесс, получал меньше своих заокеанских коллег, которые позволяли себе даже просыпать занятия. Русский учитель остался в Москве единственным из четырех преподавателей, когда школу в 1715 году перевели в Петербург. Магницкий взял тогда себе в помощники бывших учеников.

Практика установила, что дети низших сословий и чинов (не дворяне), проходили только две первые ступени обучения, то есть программу обычной русской и цифирной школ. И потом их направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей, лекарей. Дети дворян шли дальше и изучали специальные морские науки, а потом посылались из сухопутной Москвы за море или в Кронштадт для прохождения обязательной практики на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.

Некоторые ученики могли пройти курс школы и за четыре года, но были случаи, что у некоторых этот процесс затягивался аж на 13 лет. Из-за Северной войны со шведами молодых навигаторов сразу направляли на боевые корабли Балтийской эскадры.

В целом, быт и нравы Навгиацкой школы описаны в романе Нины Сороткиной «Трое из навигацкой школы», по которому в дальнейшем сняли известный российский многосерийный фильм «Гардемарины - вперёд!».

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!», 1987 год Фото: Кадр из фильма

Учреждение славилось своей суровой дисциплиной, поскольку подготовку кадров здесь Петр Великий считал делом особой государственной важности. Каникулы были небольшие, а заниматься приходилось до 10 часов в сутки. Какая-то часть учеников жила в здании школы.

За ходом занятий следил не только учитель, но и присутствующий «дядька» с хлыстом. Он мог применить его за посторонние разговоры или в том случае, если разгильдяй мешает соседу по скамье. За любое нарушение учеников наказывали розгами, обычно по субботам после бани. За прогулы же жестко штрафовали. Того ученика, который не платил, выставляли на школьном дворе и публично пороли до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили деньги. У родителей же прогульщика могли конфисковать имущество.

За побег из школы полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. За неисправимую неуспеваемость в науках ученики отдавались в солдаты, матросы; случалось, посылали их и на каторжные работы.

Перевод в Петербург

Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Её закончили 64 человека. До 1716 года учреждение окончило 1200 людей. Многие из них отличились в Северной войне, участвовали в многочисленных экспедициях, составляли мореходные карты возвращенных стране её морских владений. Учениками школы были гидрограф Фёдор Иванович Соймонов и автор первого экономико-географического описания России Иван Кириллович Кириллов.

Памятный знак в честь Леонтия Филипповича Магницкого, установленный на месте расположения бывшей Патриаршей слободы в городе Осташкове. Фото: Commons.wikimedia.org

Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмирал Николай Фёдорович Головин (сын Фёдора Алексеевича Головина, возглавлявшего Навигацкую школу), адмирал Василий Яковлевич Чичагов, мореплаватели и первооткрыватели новых земель, первые российские полярные исследователи и путешественники Алексей Ильич Чириков, Фёдор Фёдорович Лужин, Михаил Спиридонович Гвоздев, Семён Иванович Челюскин, Иван Михайлович Евреинов, Степан Гаврилович Малыгин, Алексей Иванович Скуратов, видный деятель просвещения Николай Гаврилович Курганов и многие другие выдающиеся деятели.

Уже после реформы образования, в 1715 году старшие мореходные классы школы перевели из Москвы в Петербург, где были преобразованы в Морскую академию. К тому моменту города на Неве взял на себя функции столицы - в нем было сосредоточено почти всё судостроение, базировался Балтийский флот.

Два младших класса остались в Москве, Навигацкая школа была подготовительным учебным заведением для дальнейшего обучения кадетов Морской академии. В декабре 1752 года основанное Петром I учреждение закрыли.

21 января 1701 года Петр I издал указ об открытии в Москве «Школы пушкарского приказа». Данный документ стал первым законодательным актом в области военно-инженерного дела.

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

10 (21) января 1701 г. Пётр I подписал указ о создании в Москве школы Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров, отметив, что «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

"…на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, созданное для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I изза границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ - "Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы".

С этого момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Сухарева башня - четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на "пристойном" и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, "где можно свободно горизонт видеть", позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами. Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев - самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).


Восточная оконечность дома могла "быть увиденной" как нос корабля, западная часть - как его корма. В третьем ярусе размещались классные комнаты и "рапирный зал", предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. С западной ("кормовой") части здания был построен амфитеатрхранилище "машкерадного кораблика", то есть модели парусного корабля, использовавшегося "для потех".


В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.


.Обучение в школе продолжалось два года. Низший класс назывался "школа словесная". Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался "школа цифирная" . В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался "школа инженерная ". На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу, которые считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.


Все учителя после открытия школы жили при ней в нижнем этаже Сухаревской башни. Учителей при школе было четверо - три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Фактически школа держалась именно на нём — доверенном лице вечно отсутствовавшего директора Фёдора Головина.
Программа школы была составлена самим Петром I вместе с Фарварсоном.


Многие учебники были составлены усердием учителей этой школы либо под их редакцией. В 1703 году вышел первый русский учебник математики, составленный Леонтием Магницким. Он был написан специально для Навигацкой школы. Назывался он “Арифметика, сиречь наука числительная...”. Это была целая энциклопедия математики и её приложений XVIII века. Здесь впервые в России были использованы для вычислений “арабские” цифры, впервые было изложено учение о десятичных дробях. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.


В Навигацкой школе имелись различные астрономические и геодезические приборы, инструменты для определения времени по звёздам Малой и Большой Медведиц, морские атласы — “книги морских хартин”, готовальни, различные циркули, учебники. В мастерской школы изготовлялись точные приборы. В ней начал работать Андрей Нартов, знаменитый русский механик. Каждый ученик, кроме бумаги, карандашей, гусиных перьев и чернил, имел аспидную доску с “каменными перьями” (грифелями) для черновых записей.


Наверху в башне располагалась первая в России астрономическая обсерватория с хорошими телескопами для научных наблюдений и учебных практических занятий. Здесь же находились астрономические часы и ценная научная библиотека. Преподаватели школы Фарварсон и Магницкий по заданию Петра проводили вычисления будущих солнечных и лунных затмений, для “обнародования в целях предупреждения суеверных толков”. В нижнем ярусе башни был размещён привезённый с Ивановской колокольни большой голландский медный глобус (диаметром 2 м), подаренный иностранцами царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I.


Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно.

Указом от 19.7.1702 г. Инженерный класс разделяется на два " пушкарский " и " инженерный ". В Инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д. Одним из первых выпускников Московской Инженерной и артиллерийской школы в 1704 году стал Российский историк, государственный деятель Василий Никитич Татищев.

Военные инженеры пользовались в вооруженных силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза, образовать дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы) и усилить их математическую подготовку.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.


В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия (или, как она ещё именовалась, — Академию морской гвардии) , а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.


Кикины палаты. В этих зданиях размещалась Морская академия

Срок обучения, в зависимости от способностей и подготовки учеников, составлял от 4 до 13 лет. Выпускники школы, «навигаторы», получали право на производство в офицеры флота, но только после длительного плавания на кораблях и успешной сдачи экзамена. Первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. В 1711 г. в школе обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет. В экзаменовании кандидатов в офицеры принимал участие сам Петр I.


Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.