"Н.В. Гоголь: очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного)

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(200 -летию со дня рождения посвящается)

« …Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить…»

Н. В. Гоголь

Хронология произведений Н. В. Гоголя:

1809 , 20 марта (1 апреля) - родился Н. В. Гоголь.
1829 - стихотворение «Италия » (без подписи).
поэма «Ганц Кюхельгартен», вышла под псевдонимом В. Алов.
1830 - повесть «Бисаврюк , или Вечер накануне Ивана Купала» (вышла в «Отечественных записках» без подписи).
1831 - 1-я часть повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Майская ночь, или Утопленница», повесть; «Сорочинская ярмарка», повесть; «Глава из исторического романа»; «Учитель » из малороссийской повести «Страшный кабан»; «Женщина », первое произведение, вышедшее под настоящей фамилией автора.
1832 - 2-я часть повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Страшная месть», повесть.
1834 - «Невский проспект», повесть; «Портрет », повесть; «Записки сумасшедшего», повесть; «Женитьба », комедия.
1835 - «Арабески » (сборник статей); «Миргород » ( «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий », «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); написан «Нос », повесть; написан «Ревизор », комедия; начаты «Мертвые души», поэма.
1836 - выход в свет первого номера «Современника », где напечатаны «Коляска », «Утро делового человека» и статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году».
1841 - «Шинель », повесть.
1842 - вышли «Мертвые души»; Издание сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель » и «Театральный разъезд».
1843 - «Сочинения Николая Гоголя» в 4-х томах,
1846 - написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ».
1847 - «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь».
1852 , ночь с 11 на 12 февраля (по ст. ст.) - сожжение второго тома «Мертвых душ».
1852 , 21 февраля в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер.

2009 год объявлен ЮНЕСКО годом Н. В. Гоголя

«Гоголь должен быть признан родоначальником нового, реального направления русской литературы: к нему, волею-неволею, примыкают все позднейшие писатели, какой бы оттенок ни представляли собой их произведения».

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества; лучшие современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя…»

Д. И. Писарев

« …Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а Отечеству, он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин».

Н. Г. Чернышевский

«Гоголь - человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом - человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце».

А. А. Иванов

« …Ирония его и смех его повсюду горьки, однако не надменны. Смеясь, Гоголь страдает. Обличая порок, он, прежде всего в себе его обличает, в чем и признавался не раз, страдал и плакал, мечтая приблизиться к «идеалу ». И дано ему было не только приблизиться к великим художественным открытиям, но и мучительно постигать истину бытия, величие и расхристанность человеческой морали».

В. П. Астафьев

«Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним… Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Ничего не предпринимал, ничего я не писал без его совета. Все, что у меня есть хорошего, я обязан ему».

Н. В. Гоголь об А. С. Пушкине.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Н. А. Некрасов на смерть Н. В. Гоголя

Афоризмы Гоголя…

«Обращаться со словами нужно честно».

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят».

«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, — забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»

«Слава не может насытить и дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил, она производит постоянный трепет только в достойном ее».

«Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот - лень».

«Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его».

«Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека».

«Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это - огни, из него же излетающие, передовые вестники его сил».

«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?»

Экранизация произведений Н. В. Гоголя:

1. Биографии писателей: видеоэнциклопедия на 2-х касс. Касс. 2: Грибоедов, Лермонтов, Гоголь. - М.: (Центрнаучфильм ; Видеостудия «КВАРТ »).
2. Вечера на хуторе близ Диканьки: по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» - 1961. - (Киностудия Горького / ООО «Горький филмс», 1999 / ООО «Мастер ТЭЙП». - Авт. сцен. и реж. А. Роу.
3. Вий: по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя. - 1967. - (К /ст. «Мосфильм » / «Крупный план», 1999) - (Литературная классика на экране). - Сцен. А. Птушко, К. Ершова, Г. Кропачева. Пост. К. Ершова, Г. Кропачева.
4. Игроки: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. - 1978. - М.: (Гостелерадиофонд СССР / Гостелерадиофонд, 1995; ООО «Мастер ТЭЙП», 2001). - (Театр на экране).
5. Ревизор: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. -1982. - (Гостелерадио СССР. / Гостелерадиофонд, 1995. / ООО «Мастер ТЭЙП», 2000. - (Театр на экране). - Реж.-пост. В. Плучек.
6. Ревизор: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. - 1952. - (К /ст. «Мосфильм » / ООО «Престиж Студия-М», 2004). - (По страницам литературной классики). — Сцен. И пост. В. Петрова.
7. Мертвые души: сатирическая комедия по поэме Н. В. Гоголя. - 1960. - (К /ст. «Мосфильм » / «Крупный план», 2002). - (Из собрания фильмов Госфильмофонда России. Литературная классика на экране). - Сцен. разработка и пост. Л. Трауберга.

МУК Мясниковского района
«Межпоселенческая центральная библиотека»

346800, Россия, Ростовская область,
Мясниковский район,
с. Чалтырь, 6 линия, 6.
тел./факс: 2-34-58

&

Обличитель страстей и заблуждений [Текст]: информационно - биобиблиографический альманах к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя / МУК МР «МЦБ »; сост. А. А. Барашян, комп. набор К. В. Хаспекян. - Чалтырь: МУК МР «МЦБ », 2009. — 6 с. - (10 экз.).

Викторина по творчеству Николая Васильевича Гоголя

ВОПРОСЫ

1. Где и когда родился Гоголь?

2. Как звали отца и мать Гоголя, кем они были по про­исхождению?

3. Какое образование получил Гоголь?

4. Какие науки изучал Гоголь в Нежинской гимназии?

5. Как назывались гимназические литературные жур­налы, организатором и участником которых был Гоголь?

6. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле?

7. Назовите первое опубликованное произведение Гого­ля, каким псевдонимом оно было подписано?

8. Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете?

9. Как звали пасечника, от лица которого ведется рас­сказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

10. Сюжеты каких произведений были подсказаны Го­голю Александром Пушкиным?

11. В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? Кто играл роль городничего? Кто Хлес­такова?

12. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

13. Какое произведение Гоголя напоминает вам карти­на И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­тану»?

14. Как звали главных героев повестей Гоголя «Ши­нель», «Нос», «Портрет»?

15. Кто из русских композиторов написал оперу по по­вести Гоголя «Сорочинская ярмарка»?

16. На сюжет какого произведения Гоголя написал опе­ру «Черевички» П. И. Чайковский?

17. На сюжет какого произведения Гоголя написал опе­ру Н. А. Римский-Корсаков?

18. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

19. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова:

1) «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!...»

2) «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!»

3) «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на подбор...»

4) «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель..."»

5) «Вот жила, жила, а теперь приходится выходить за­муж. Одних забот сколько...»

20. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?

21. Где находится город, в котором происходят собы­тия пьесы «Ревизор»?

22. Как зовут Плюшкина из поэмы «Мертвые души» и сколько ему лет?

23. Кому из героев Гоголя принадлежит этот портрет:

1) «...не красавец, но и не дурной наружности, не слиш­ком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

2) «...показался весьма похожим на средней величины медведя... Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

3) «...женщина пожилых лет, в каком-то спальном чеп­це, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех мату­шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай».

4) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами».

5) «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».

6) «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худень­кий; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

7) В невод «вместе с рыбой запутался какой-то круглый че­ловек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок».

24. Назовите авторов памятников Гоголю в Москве?

1. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плав­но мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит... Редкая птица долетит до середины Дне­пра. Пышный! Ему нет равной реки в мире... Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре».

2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинул­ся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебря­ном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!»

3. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрас­ного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становит­ся ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей до­рогу другие народы и государства».

4. «...да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

5. «Выражается сильно российский народ! Сердцеведе­нием и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого серд­ца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное рус­ское слово».

Кто из персонажей произведений Гоголя

1. ...Решил, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик»?

2. ...Брал взятки борзыми щенками?

3. ...Был отцом и благодетелем в городе и поэтому в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую?

4. ...Умел хорошо вышивать по тюлю?

5. ...Был убит крестьянами села Вшивая спесь, Бровки, Зади-райлово?

6. ...Носил «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амба­рами и строением»; любил пить чай, забравшись в реку?

7. ...Умер с перепугу при одном очень странном известии?

8. ...Имел такое хозяйство, что «даже мужичья свинья гляде­ла дворянином»?

9. ...Читал письма, написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?

10. ...Сбежал от своей невесты через окно в день свадьбы?

11. ...Не мог отличить правую руку от левой?

Кто сказал о Н. В. Гоголе

1. «Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынеш­ней литературе, что я доселе не образумился».

2. «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей... С Гоголя начинается но­вый период русской литературы».

3. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников...»

4. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

5. «Меня упрекали в том, что наш «Ревизор» не очень весел. Но ведь сам Гоголь пенял первому исполнителю роли Хлестакова - Николаю Дюру, в том, что он чересчур ста­рался рассмешить зрителей. Гоголь любил говорить, что ве­селое часто оборачивается печальным, если в него долго всмат­риваешься. В этом превращении смешного в печальное - фокус сценического стиля Гоголя».

6. «Гоголь... владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере, в настоящее время он является гла­вою литературы...»

7. «Мертвые души» потрясли всю Россию... Подобное обви­нение необходимо было современной России. Это история бо­лезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда...»

ОТВЕТЫ

1. Гоголь родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

2. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, при­надлежал к новоявленному дворянству. Дед его был сель­ским священником. А отец, Афанасий Демьянович (дед пи­сателя), окончил Киевскую духовную академию, поступил в Полковую миргородскую канцелярию и завершил свою слу­жебную карьеру в чине секунд-майора. Женился на Татьяне Семеновне Лизогуб из старинного казацкого рода.

Мать – Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, дочь богатого помещика.

3. С 1818 по 1820 год учился в г. Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко.

4. 1) Закон божий; 2) языки и словесности: россий­ская, латинская, греческая, немецкая, французская; 3) гео­графия и история; 4) науки физико-математические, поли­тические, юридические, военные; 5) естественное право; 6) танцы, рисование, черчение.

5. «Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы*

6. Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Не­доросль».

7. В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псев­донимом В. Алов.

8. Гоголь был адъюнкт-профессором на кафедре всеоб­щей истории С.-Петербургского университета, читал курс лекций по истории средних веков.

9. Рудый Панько.

10. А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжеты «Ре­визора» и «Мертвых душ».

11. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрий­ском театре, роль Городничего исполнял актер И. И. Со сницкий, Хлестакова – И. О. Дюр.

12. Слова принадлежат императору Николаю I .

13. Повесть «Тарас Бульба».

14. Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и художник Чартков.

15. М. П. Мусоргский.

16. «Ночь перед Рождеством».

17. «Майская ночь».

18. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

19. 1) Городничему, комедия «Ревизор».

2) Тарасу Бульбе.

3) Собакевичу, поэма «Мертвые души».

4) Хлестакову, комедия «Ревизор».

5) Агафье Тихоновне, комедия «Женитьба».

20. В 1831 году. В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом - рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831 (1816+15).

21. Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губер­нию.

22. Прямых указаний в тексте «Мертвых душ» на это нет, но Гоголь пишет: «... на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться...» Значит, Плюш­кина звали Степан. Было ему за пятьдесят. Он сам говорил: «...Шестой десяток живу».

23. Поэма «Мертвые души»:

1) Чичиков,

2) Собакевич,

3) Коробочка,

4) Ноздрев.

5) Анна Андреевна, жена городничего; комедия «Ревизор».

6) Иван Александрович Хлестаков; комедия «Ревизор».

7) Петр Петрович Петух; второй том поэмы «Мертвые души».

24. Скульпторы: Н. А. Андреев и Н. В. Томский.

Из каких произведений эти строки

1. Повесть «Страшная месть».

2. Повесть «Майская ночь, или Утопленница».

3. Поэма «Мертвые души».

4. Повесть «Тарас Бульба».

5. Поэма «Мертвые души».

Кто из персонажей произведений Гоголя...

1. Чичиков; поэма «Мертвые души».

2. Судья Ляпкин-Тяпкин; комедия «Ревизор».

3. Полицмейстер; поэма «Мертвые души».

4. Губернатор города NN , поэма «Мертвые души».

5. Полицейский заседатель Дробяшкин; поэма «Мертвые

души».

6. Иван Никифорович Довгочхун; «Повесть о том, как по­ссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

7. Прокурор города NN при известии о покупке Чичиковым «мертвых душ».

8. Костанжогло; второй том «Мертвых душ».

9. Поприщин; повесть «Записки сумасшедшего».

10. Подколесин; комедия «Женитьба».

11. Пелагея, дворовая девочка помещицы Коробочки; поэма

Кто сказал о Н.В.Гоголе

1 А.С. Пушкин

2. В.Г. Белинский

3. И.С. Тургенев

4. Н.Г. Чернышевский

5. В.Э. Мейерхольд

6. В.Г. Белинский

7. А.И. Герцен

Литература

Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: СОЮЗ.1998. – 272с.

Литература. 9 – 11 классы: викторины / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. - 204

Годы жизни: с 20.03.1809 по 21.02.1852

Выдающийся русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Произведения входят в классику отечественной и мировой литературы. Работы Гоголя оказали и оказывают до сих пор огромное влияние на писателей и читателей.

Детство и юность

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, и именно ее влиянию приписывают религиозно-мистическую направленность мировоззрения писателя.В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако о литературной карьере не помышляет, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

Начало литературной карьеры, сближение с А.С. Пушкиным.

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно совершает краткую поездку за границу. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с , П. А. Плетнёвым, . Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

Наиболее плодотворный период жизни

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым.1833, год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).Выход в свет "Арабесок" (1835) и "Миргорода" (1835) подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести».Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого (как утверждал сам Гоголь) подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным (это известно со слов Гоголя). В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете.Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ". Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками.

Последние годы жизни. Творческий и духовный кризис писателя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Начинается полоса лечения и переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени 1845 г., он начинает заново работу над вторым томом книги, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела. В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Причем критические отзывы Гоголь получил и от своих друзей, особенно резок был В.Г. Белинский. Гоголь принимает критику очень близко к сердцу, пытается оправдаться, углубляется его духовный кризис. В 1848 Гоголь возвращается в Россию, живет в Москве. В 1849-1850 читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Одобрение воодушевляет писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.1 января 1852 Гоголь сообщает, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг «вредным влиянием», какое они будут иметь. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест, перестает выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

Информация о произведениях:

В Нежинской гимназии Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Именно Гоголь в своей статье "Несколько слов о Пушкине" первым назвал Пушкина величайшим русским национальным поэтом.

Наутро после сожжения рукописей Гоголь рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

На могиле Гоголя был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»). В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник, Голгофа же за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова Е. С. Булгакова. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Фильм Вий 1909 года считается первым отечественным "фильмом ужасов". Да наших дней фильм не сохранился. А экранизация все того же Вия в 1967 г. - единственным советским "фильмом ужасов".

Библиография

Поэмы

Ганц Кюхельгартен (1827)


приложения к Ревизору, частью носят публицистический характер
неокончена

Публицистика

Экранизации произведений, театральные постановки

Число театральных постановок пьес Гоголя во всем мире не поддается оценке. Только Ревизора и только в Москве и Петербурге (Ленинграде) ставили более 20-ти раз. По произведениям Гоголя снято огромное количество художественных фильмов. Далеко не полный список отечественных экранизаций:
Вий (1909) реж. В. Гончаров, короткометражный
Мёртвые души (1909) реж. П. Чардынин, короткометражный
Ночь перед Рождеством (1913) реж. В. Старевич
Портрет (1915) реж. В. Старевич
Вий (1916) реж. В. Старевич
Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941) реж. А. Кустов
Майская ночь, или Утопленница (1952) реж. А. Роу
Ревизор (1952) реж. В. Петров
Шинель (1959) реж. А. Баталов
Мёртвые души (1960) реж. Л. Трауберг
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) реж. А. Роу
Вий (1967) реж. К. Ершов
Женитьба (1977) реж. В. Мельников
Инкогнито из Петербурга (1977) реж. Л. Гайдай, по мотивам пьесы Ревизор
Нос (1977) реж. Р. Быков
Мёртвые души (1984) реж. М. Швейцер, многосерийный
Ревизор (1996) реж. С. Газаров
Вечера на хуторе близ Диканьки (2002) реж. С. Горов, мюзикл
Дело о „Мёртвых душах“ (2005) реж. П. Лунгин, телесериал
Ведьма (2006) реж. О. Фесенко, по мотивам повести Вий
Русская игра (2007) реж. П. Чухрай, по мотивам пьесы Игроки
Тарас Бульба (2009) реж. В. Бортко
Счастливый конец (2010) реж. Я. Чеважевский, современная версия по мотивам повести Нос

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года - Го́голь-Яно́вский; 20 марта 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния - 21 февраля 1852 года, Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Великий русский писатель.
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург’, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба».
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.
В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842-1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.
В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь -делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.
7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

К разочарованию на литературном поприще вскоре присоединилась еще одна неудача Н. В. Гоголя: он пытался поступить на сцену, но, видимо, не удовлетворил дирекцию императорских театров, привыкшую к условной, напыщенной манере актерской декламации.

Однако в отличие от Жуковского Гоголь не утверждает выбора, сделанного романтическим героем. Ганц оказался бессильным в борьбе за мечту. Но у автора нет отказа от общественного идеала, от необходимости «великих трудов» во имя «блага и добра» (лирическое отступление «Дума»). Это позволяет связать поэму «Ганц Кюхельгартен» с прогрессивным романтизмом. С прогрессивными романтиками сближается Гоголь и в «греческой теме», выступая против порабощения греков турками. Идиллия Гоголя, свидетельствовавшая о литературной неопытности поэта, вызвала отрицательные рецензии в «Московском телеграфе» и в «Северной пчеле». Удрученный неудачей, самолюбивый автор забирает из книжных магазинов экземпляры своей книжки, сжигает их и уезжает за границу, откуда, впрочем, скоро возвращается.

По окончании нежинской гимназии, в конце 1828 г., Н. В. Гоголь приехал в Петербург, чтобы в осуществление своих юношеских мечтании начать «службу государству». Но, оказывается, получить даже незначительную должность чиновника в столице было не таК.то легко. Гоголь долго ищет места, и только в конце 1829 г. ему удается поступить в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Между тем в печати появляются два его юношеских произведения. Одно из них – стихотворение «Италия», напечатанное без подписи В журнале «Сын отечества» за 1829 г.,- представляет собой патетический гимн в честь «роскошной страны», по которой «душа и стонет И тоскует». Другое – «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен» (1829), напечатанная под псевдонимом В. Алов.

Разочарование постигло Гоголя и на «службе государству». В Петербурге Гоголь получил возможность составить представление о работе чиновника, и в мае 1829 г. он пишет матери: «…за цену ли, едва могущую выкупить годовой наем квартиры и стола, мне должно продать свое здоровье и драгоценное время? и на совершенные пустяки, на что это похоже? в день иметь свободного времени не более как два часа, а прочее время не отходить от стола и переписывать старые бредни и глупости господ столоначальников». Именно такую работу и пришлось делать Гоголю. Он убедился, что у мелкого чиновника нет никаких возможностей для высокого служения государству, для проведения в жизнь идеалов правосудия, естественного права. Но Гоголь видел, что это едва ли доступно чиновнику и на более высокой ступени служебной лестницы. Гоголя удручает общий дух бюрократического Петербурга. «Тишина в нем необыкновенная,- пишет Гоголь матери 30 апреля 1829 г.,- никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных грудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

На государственной службе. Сближение с литературными кругами