Три тенденции современного образования, с которыми надо смириться. «Проблемы и перспективы развития образования в современном мире Проблемы и тенденции развития образования

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

«Проблемы и перспективы развития образования в современном мире»

Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяет как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности человека.

Безусловно, важным компонентом успешной реализации задач при внедрении новых стандартов образования является осуществление преемственности ФГОС начального и основного общего образования. Все требования ФГОС к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов предполагают организацию комплексных условий для развития ребенка как субъекта деятельности обучающихся, а также для измерения результатов и отслеживания их динамики на разных возрастных этапах.

Концептуальная основа современных образовательных стандартов - системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые направлены на развитие ключевых компетенций школьников.

Наша страна в настоящее время испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути.

Современный этап развития педагогической системы ориентирован на идеи гуманизации и гуманитаризации. Многочисленные исследования, рассматривающие задачи и перспективы формирования нового образования, сходятся на едином понимании отличительных особенностей данного процесса, определяя его необходимым условием наличие диалога и сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

С этих позиций гуманизацию образования можно определить как направленность образовательного процесса на развитие отношений взаимодействия между его субъектами, а гуманитаризацию как ориентацию на освоение содержания образования, направленного на решение задач развития личности и её самоактуализации.

И мир не может стоять на одном месте. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Наряду с последовательным решением глобальной задачи развития образования осмыслению и конкретизации подвергаются проблемы образовательной системы, касающиеся её целей, содержания, методов, форм, а также изменений самих субъектов образовательного процесса. В качестве наиболее значимых можно выделить следующие:

Обновление и усложнение задач, содержания и структуры образования;

Активное внедрение инновационных технологий при отсутствии критериев эффективности инновационной деятельности и наличии феномена сопротивления инновациям;

Преодоление ухудшения состояния физического и психического здоровья школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебного процесса;

Инертность образовательной системы при внедрении научных достижений в учебный процесс, устаревшая материальная база школ;

Снижение престижа педагогической деятельности в глазах общественности, имеющее следствием уменьшение притока молодых кадров в школу, старение педагогических коллективов;

Дефицит квалифицированных педагогов для дальнейшего расширения образовательных услуг;

Тенденция снижения качества российского образования (по данным исследований PISA).

Кризисные явления в современном обществе требуют поиска направлений, определяющих перспективы развития и совершенствования общего образования.

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Потребует ли новая школа новых учителей? Я думаю, да. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами – учителя.

Не надо забывать и то, что главный работник на уроке в новой школе – это ученик. Задача учителя, стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по - своему » - вот что должны помнить учителя новой школы.

Наряду с указанными вопросами, пристальное внимание педагогов и руководителей начального образования обращено на решение множества других актуальных проблем. На их наличие указывают как психологи, так и педагоги:

Осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и основной школой;

Увеличение числа первоклассников, не готовых к обучению школьного типа, в связи с переходом на 4-летнее начальное образование и снижением возраста поступления детей в школу;

Увеличение числа детей, имеющих пограничные нарушения соматического и психического здоровья на этапе поступления в школу;

Внедрение в образовательных процесс массовой школы новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно.

Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В этом году школа активно участвовала в различных мероприятиях школьного, районного, областного, Всероссийского уровня. Мероприятия посвященные знаменательным датам: День учителя, день матери, Новогоднее мероприятие, месячник Служу Отечеству, посвященный 23 февраля, Международный женский день, в районных мероприятиях посвященных юбилейной дате 200- летию Отечественной войны 1812 года, 1100-летию зарождения Российской государственности, 70-летию победы в Великой Отечественной Войне.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

В перспективе школы должны расширить взаимодействие и преемственность основного и дополнительного образования для эффективной качественной организации внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основным содержанием духовно -нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для современного социума нужен человек, не подбирающий способ решения задачи из известных, им освоенных, а способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы, используя опыт предметного ученичества.

В этих условиях становится очевидным, что в системе образования должны происходить кардинальные перемены. Школа как институт, выстроенный в логике индустриального общества, оказался в резком и непродуктивном конфликте не только с будущим, но и настоящим.

В связи с этим перемены, происходящие в России, выдвигают задачу развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов (Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», проект Закона об образовании, национальная инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения). «Миру нужно образование, нацеленное на формирование личности, способной к разностороннему целостному видению и анализу» (Д.А. Медведев).

Для того чтобы реформа в образовании состоялась, необходимо решить несколько принципиальных вопросов, среди которых наиболее важным является, безусловно, осмысление нового места, отводимого учителю. В образовательном учреждении необходимо создать условия для саморазвития педагога, спланировать системную работу по развитию креативности, мотивационной готовности к инновационной деятельности.

Учитель нередко задает вопрос, «зачем нужны новые технологии, можно ли обойтись в работе привычными формами, методами». Наверное, все можно оставить как есть, и в школе в том числе, но у учителя на планете Земля всегда была и есть миссия дать крылья для полета своему ученику. Современный молодой человек должен гибко реагировать на изменения в экономике, жить в условиях поликультурного общества, владеть навыками коммуникативного взаимодействия, уметь работать в команде. Трудно выпустить в современную жизнь ученика, пользуясь только известными и проверенными временем технологиями, и вопрос «зачем нужны новые технологии» больше риторический. При движении вперед мы используем опыт предыдущих поколений и создаем, внедряем новое на перспективу завтрашнего дня.

Таким образом, задача развития умения учиться у школьников становится значимой для их первичного профессионального самоопределения. Её успешное и последовательное решение в образовательном пространстве школы может повлечь за собой широкий спектр позитивных последствий: от готовности и стремления к непрерывному образованию в течение жизни и соответствующего поведения на рынке труда до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретёт мощный ресурс саморазвития, модернизируясь прежде всего внутренними силами своих собственных субъектов - детей и взрослых.

Подводя итог высказанному, мы можем со значительной долей уверенности утверждать, что решение актуальных вопросов общего и начального образования относится не только к психолого-педагогической, но и акмелогической проблематике и имеет прямое отношение к прогрессивному развитию отдельного субъекта и нации в целом.

Литература

1. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

2. Кукушин В.С . Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.

3.Мельникова, Е.Л . Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / ЕЛ.Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

4.Развитие критического мышления / С.И Зеер-Бек, И.В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 219 с.

5.Резапкина, Г.В . // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 2. -С. 92-102.

6. С.А. Котова , кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.

7.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т.2. - 816 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.-31 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011.

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические предпосылки становления и развития правового образования
  • 1.1. Исторический анализ возникновения традиций правового воспитания
  • 1.2. Характеристика правового образования школьников и тенденции его развития
  • 1.3. Этапы развития и современное состояние школьного правового образования в России и за рубежом
  • Глава 2. Тенденции развития содержания, форм и методов правового образования школьников
  • 2.1. Совершенствование структуры и содержания правового образования
  • 2.2. Генезис тенденций развития форм и методов правового образования и воспитания учащихся
  • 2.3. Опыт реализации правового образования в практике современной школы
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Актуальность исследования. Надежды на будущее России связаны, прежде всего, с процессами построения демократического правового государства. Именно повышение правовой культуры подрастающего поколения является основой формирования законопослушного гражданина. Поэтому в одобренных правительством РФ «Основных направлениях социально – экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами в формировании личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. В условиях реформирования школьного образования одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является развитие правового образования школьников.

Разработка соответствующего современным образовательным целям правового курса как самостоятельного учебного предмета в общеобразовательной школе определяется тем, что в рамках правовой реформы происходит демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина провозглашаются в качестве высшей ценности общества. Развитию правового демократического общества будет способствовать прежде всего формирование правовой культуры личности, ответственного отношения каждого к закону, развитие правового сознания и мышления школьников. Однако, в сложившейся практике работы школы наблюдается разрыв между возрастанием интереса к правовым знаниям и необходимостью пересмотра целей, содержания образования, в целом, и правового, в частности .

В поисках эффективных путей формирования правосознания личности и выработке правового образования педагогическая наука использует опыт прошлого. Понятия и представления правового образования возникли в последние годы и для их глубокого осмысления необходимы историко – педагогические исследования.

Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и посредством организации демократической правовой школьной среды.

В психолого-педагогической науке проблемы правового воспитания рассматривалась в работах В. Д. Зорькина, Н. М. Кейзерова, А. Р. Ратинова, Г. Н. Филонова. Формирование правовой культуры школьников нашла отражение в философских исследованиях Е. А. Ануфриева, Л. П. Буевой, С. И. Гессена, М. С. Кагана, И. Т. Фролова. Концептуальные подходы к профилактике девиантного поведения средствами правового просвещения представлены в работах Д. Х. Вафина, Л. П. Гирфанова, С. Б. Думова, Л. М. Зюбина, Е. Н. Измайлова, Р. Н. Нариманова, З. Г. Ягудина, Л. Р. Хусаинова и др.

Рассмотрение процессов и тенденции развития правового образования школьников не нашло должного отражения в научных исследованиях. Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия:

— между необходимостью реализации правового образования школьников в условиях перехода к правовому государству и отсутствием научно-обоснованной оценки истории его становления и развития;
— между возросшей потребностью практики в совершенствовании правового образования и отсутствием целостного подхода к отбору содержания форм и методов его использования в учебно-воспитательном процессе.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы ведущие тенденции развития правового образования?

Цель исследования: выявить и обосновать тенденции развития правового образования школьников.

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития правового образования.

Предмет исследования: основные тенденции, этапы и содержание развития системы правового образования школьников.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть историю возникновения традиций правового воспитания;
2) изучить характеристику правового образования школьников и рассмотреть тенденции его развития;
3) определить этапы развития и современное состояние школьного правового образования в России и за рубежом;
4) рассмотреть совершенствование структуры и содержания правового образования;
5) проанализировать генезис тенденций развития форм и методов правового образования и воспитания учащихся;
6) определить опыт реализации правового образования в практике современной школы.

Основными методологическими и теоретическими ориентирами настоящего исследования послужили следующие подходы:

— системный, который позволяет рассмотреть систему образования не изолированно, а во взаимосвязи, диалектическом развитии и движении всех ее элементов, дает возможность выявить их интегративные системные свойства и качества;
— социологический, позволяющий рассмотреть развитие системы образования как составную часть процесса развития общества;
— политологический, предполагающий рассмотрение политики государства в сфере образования, системы образования как специфического вида общественной деятельности;
— культурологический, рассматривающий образование в контексте культуры;
— сравнительный, предполагающий сопоставление однотипных явлений в образовании и нахождение наиболее эффективных форм и путей его развития;
— прогностический, направленный на получение опережающей информации о перспективах развития образования.

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сделать расчет

Теоретическая база исследования построена на определении социальной обусловленности формирования личности, деятельностной природе ее воспитания и развития. Использованы принципы диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений, учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, юридической, психолого – педагогической и методической литературы по развитию правового образования; анализ программ, учебников, методических пособий для средней школы по правоведению; сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный методы, метод систематизации и обобщения исторических фактов, архивных и опубликованных материалов; анализ и обобщение педагогического опыта, методы наблюдения, беседы, экспертных оценок и самооценки, монографический метод изучения цельного опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют обогатить курсы: «История образования и педагогической мысли», «Теория воспитания и педагогические технологии», спецкурсов по теории и истории права для учащихся школ, студентов педвузов и других учебных заведений, системы повышения квалификации работников образования. Результаты исследования процесса развития правового образования с учетом выявленных тенденций помогут выработать основные направления образовательной политики и стратегии ее дальнейшего совершенствования в новых условиях становления гражданского и правового государства.

Глава 1. Теоретические предпосылки становления и развития правового образования

1.1. Исторический анализ возникновения традиций правового воспитания

Во многих исследованиях последних лет отмечается актуальность идей преемственности и новаторства в педагогике для современного развития педагогической теории и практики, а также прогрессирующая тенденция сближения категорий «традиция» и «инновация» для поиска новых образовательных концепций. Рассмотрим понятия «традиция» и «педагогические традиции», «традиционная система образования» .

Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции «впитываются» человеком с детства. Многое из того, что делает человек, прививается ему без всякого специального обучения. Традиции народа живут в его фольклоре, в его привычных формах общения. Русские былины и сказки рассказывают о богатырях, живших в глубокой древности. Эти сказки имеют огромное воспитательное значение, т.к. ребенок с детства проникается духом уважения к своим предкам, стремится быть сильным и мужественным. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют огромную роль в воспитании и образовании новых поколений .

Традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, т.к. только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны.

Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Е. В. Бондаревская отмечает «открытость традиционного стереотипа российского менталитета непривычным, заимствованным формам воздействия. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания». В основу российского образования были положены идеи И. И. Бецкого, М. В. Ломоносова, И. И. Новикова, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Крупнейшие умы Греции в течение большей части V в. до н. э. были приверженцами демократических убеждений. Таковы были Эмпедокл, софист Горгий, драматург Эврипид, философ и ученый Демокрит, историк Геродот, крупнейший из софистов старшего поколения Протагор. Эмпедокл - один из основателей демократии в Акраганте. Эврипид равно отвергал монархию и власть богатого меньшинства - олигархию. Демокрит заявлял, что бедность в демократическом государстве лучше благоденствия при дворе царя. Свобода (isono-mia) и равенство (isogoria) восхвалялись Геродотом. Протагор разработал теоретическое обоснование демократии и написал проект демократической конституции для афинской колонии Фурий .

Протагор, выведенный Платоном в одноименном диалоге, разъясняет своим слушателям, что афиняне, когда речь заходит о каком-либо ремесле, думают, что только немногим принадлежит право советовать. Если же кто, не принадлежа к этим немногим, все же подаст совет, то совет этот не принимают. Протагор находит, что афиняне так поступают с полным на то правом.

Суждения Платона по политическим вопросам вовсе не были случайными высказываниями далекого от общественной жизни философа. Взглядам Платона на общество, государство и правовое воспитание принадлежит важное место в его философском мировоззрении. Он одновременно классик античной социологии, политической теории и педагогики.

Проанализируем труды Епифания Славинецкого и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского.

В числе переведенных в середине 60-х гг. XVII в. книг – сочинение Эразма Роттердамского .

Некоторые дополнения и необходимые сокращения, стилистические изменения не разрушили целостности произведения, окончательно оформленного уже как «Эразмовы правила», или просто «Правила поведения» для учащихся.

И Эразм, и Рейнгард рассматривали «Правила» как необходимое пособие для обучения детей приличиям – важного воспитательного принципа, отличающего истинно благородных людей независимо от их происхождения.

Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного правового воспитания: «Значит, очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству».

Таким образом, современная Россия обладает богатым педагогическим опытом в области правового воспитания молодежи. Больше того, кроме самого по себе педагогического опыта, Россия обладает также и исключительно выразительным подтверждением правильности этого опыта и всей его методологии. Ведь преобладающая часть творцов великой русской культуры, были продуктом этой русской целостной системы правового воспитания.

Если описать и проанализировать само содержание такого «наилучшего воспитания», можно свести в пять групп, в пять «столпов» правильной педагогики :

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сделать расчет

1) вера и верования;
2) заветы и традиции;
3) инструментальные концепции;
4) нравы и манеры;
5) символы и ритуалы.

При передаче традиций мы что-то забываем, что-то теряем, что-то искажаем, а иногда и что-то добавляем. Это передача каких-то принципов и обычаев, это своего рода культурный эстафетный бег. Традиции нужно сохранять, традиции нужно передавать, ибо без традиций нет полноценной жизни ни в обществе, ни в государстве.

Итак, право возникает в обществе как элемент культуры. Структурным элементом культуры является ее «центральная зона», где аккумулируются основные ценности, верования, убеждения общества, являющиеся «психоэнергетическим» источником развития права и основным эталоном, по которому сверяются все культурные инновации, в том числе и правовые .

Идея естественного права имела в России особенную судьбу. В первоначальный период формирования русской правовой идеологии для нее не было никаких социокультурных предпосылок. Идея права поглощалась идеей закона, который понимался как внешнее авторитетное предписание, имея и юридический и нравственный характер и занимая место относительной ценности, подчиненной ценности Абсолютного начала – Бога. Наиболее ярко подобная правовая доминанта была сформулирована в трактате киевского митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» (первая пол. XI в.). Основательное пришествие естественного права состоялось в эпоху Петра Великого, когда начали переводиться многочисленные естественно-правовые трактаты западноевропейских мыслителей. Однако это имело место лишь в силу амбивалентности естественно-правовой мысли, которая использовались, отнюдь не для утверждения прав личности, а для обоснования абсолютизма царской власти (например, Ф. Прокоповичем в «Правде воли монаршей»).

Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале XX в. испытало серьезный кризис после 1917г., т.е. после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. (Следует отметить, что догматизация марксизма — «заслуга», прежде всего, ленинизма). Этому способствовало то обстоятельство, что в ортодоксальном марксизме отсутствовала собственно правовая теория. Государство и право при этом понимаются как инструмент классового насилия, как средство, необходимое для того, чтобы экономически господствующий класс стал и политически господствующим классом, продолжая с помощью государства и права эксплуатацию трудящихся ради получения максимальной прибыли .

В конце 30-х годов в СССР возобладала марксистская точка зрения на право как совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке .

С середины 50-х годов в советской науке предпринимались попытки «узконормативному» пониманию права противопоставить его «широкую» концепцию – как единства правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, A.A. Пионтковский), единства объективного и субъективного права (Л.C. Явич), правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко).

Психологическая сущность правопослушного поведения – в сознательно-волевой саморегуляции действий и поступков человека. Следовательно, сначала учащийся должен знать что, как и почему он должен делать. Это в большей мере должно было бы решаться на уроках курса «Право». Я.Корчак говорил о том, что нужна и более активная и гибкая система нравственно-правового тренинга личности, которая создаст чувство уверенности, веру в силу закона.
В наши дни, когда гуманистическая парадигма становится стержнем воспитательной системы школы, взгляд на личность ученика как на субъекта-носителя собственной позиции, способного на самозащиту своих прав, становится особенно актуальным.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая система А.С.Макаренко сохраняет в деле перевоспитания свою актуальность и практическую применимость и в наши дни.

Итак, права человека – воплощение важнейших социально- политических и духовных ценностей, содержащиеся во многих философских и правовых учениях. Они взаимосвязаны со всеми сторонами духовной жизни народа.

Право возникает в обществе как элемент культуры, в котором аккумулируются основные ценности, верования, убеждения общества, продукты событий социального порядка, имеющего образовательно-воспитательное значение с позиции развития его аксиологического смысла .

1.2. Характеристика правового образования школьников и тенденции его развития

Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования.

Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды .

Главная цель правового образования – воспитание личности, живущей в демократическом, правовом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Важная цель правового образования – социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека. Как указано в «Концепции развития непрерывного правового образования и воспитания» правовое воспитание – процесс длительный, сложный, целенаправленный, где важное место занимает образовательная школа. Именно в его стенах происходит двуединый процесс: образование и нравственно-правовое воспитание учащихся.

Исходя из сказанного, под правовым образованием и воспитанием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства школьников правовых знаний посредством обучения, воспитания и самообразования; под непрерывным правовым образованием и воспитанием – обогащение его правовой культурой. Система непрерывного правового образования и воспитания объединяет, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016), совокупность правовых образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений разных организационно-правовых форм, типов и видов, систему управления непрерывным образованием и воспитанием .

Сущность правового образования и воспитания можно понять через характеристику его основных целей: развитие правового сознания и мышления, правовой культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека-гражданина к праву, закону; формирование практического опыта правоприменения и компетентного принятия решений (каждый на своем уровне), что будет способствовать законопослушному поведению людей в обществе, устойчивому и последовательному развитию правового демократического государства.

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач гражданско-правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу .

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В гражданско-правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса – от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.

Одной из наиболее важных задач гражданско-правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека», «демократии» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий .

В исследованиях последнего времени также уточняются ключевые понятия, направленные на правильное понимание сущности и задач осуществления правового образования в современной школе.

В осуществлении задачи повышения правовой компетентности учащихся особенно важным является правильное понимание понятия «правосознания», которое представлено автором как «совокупность идей и знаний, чувств и убеждений, представлений и эмоций, выражающих отношение людей к правовым явлениям». Лишь при достаточно развитом уровне правосознания личности можно рассчитывать на то, что закон будет действительно править поступками и действиями граждан страны .

Актуализируя задачи правового образования учащихся, автор обращает внимание на необходимость преодоления в правовоспитательной работе с учащимися такого явления, как «правовой нигилизм». Им обозначены следующие формы его проявления:

— умышленные нарушения законов и иных нормативных актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда молодые люди не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм;
— нарушения прав человека, слабая правовая защищенность личности, что во многом связано с правовой неграмотностью людей.

Сильной стороной исследовательской стратегии является ее направленность не только на пополнение багажа правовых знаний школьников, но и нацеленность на формирование личностных качеств школьников в широком контексте их социального самоутверждения .

Актуализируя проблему правового образования учащихся в его широком социальном аспекте, важно обратиться к его оценке со стороны ученых-правоведов, как главных экспертов вопроса. Это помогает увидеть основные проблемы, существующие в социально-правовой системе, понять механизмы его функционирования и роль правового образования в формировании личности. Юристы, как правило, относят правовое образование к области правовой науки, изучающей право как юридический институт. В данном случае рассмотрение права как социального института, а правового образования как его подсистемы, недооценивается. Отнесение проблем правового образования, как и всей социологии права к области сугубо правоведения и юридической науки неоправданно сужает границы правового образования.

Предмет любой науки качественно определён, а интеграция наук предполагает строгое разграничение предметов исследования, поэтому необходимо иметь четкое представление об объективных основаниях классификации различных областей научного знания. Конечно и юристы, и философы со своих теоретико-методологических позиций исследуют объект и предмет правового образования. Например, юриспруденция привносит в концепцию правового образования свою правовую систему и внутренние закономерности и механизмы взаимодействия её структурных элементов. Правовая личность воспринимается здесь с позиций правовых норм. Но для рассмотрения правового образования этого явно не достаточно .

Таким образом, правовое образование и образование в области права – не тождественные явления. Содержательная сторона включает более общие и широкие проблемы: философскую, социологическую и психологическую стороны права, например, понимание права как инструмента развития свободы автономной личности: внешнюю свободу, свободу воли и формальную меру свободы, принцип всеобщности и неотвратимости ответственности. Здесь чрезвычайно важно иметь в виду соотношение права и нравственности (разумеется, в контексте определенных социальных отношений), причем с содержательной точки зрения, когда право представляет собой некоторый минимум нравственности, но минимум для всех обязательный, когда право не просто включает в себя нравственные ценности, но и берет на себя миссию защиты этих ценностей. Право есть требование непременного осуществления минимума нравственного содержания, и существенная цель права есть обеспеченное осуществление в действительности определенного минимального добра, или, что то же, действительное устранение известной доли зла. В свою очередь, и право, и нравственность глубоко связаны с понятием справедливости, когда справедливость выступает как правовое понятие, санкционирующее определенные общественные отношения, правила поведения и действия людей .

В контексте формирования правового образования важным, на наш взгляд, является рассмотрение права как регулятора общественных отношений, воспитывающего и направляющего поведение людей. Поэтому первостепенной задачей является формирование у личности правового сознания в интересах построения цивилизационного общества.

Проблема разрешения трудностей правового регулирования положения детей в России, обеспечение их правовой защищенности и соответственно их правовоспитание – проблема глобальной социальной значимости.

Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них - формирование гражданина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое, в свою очередь, способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями .

Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях, производительном труде, физкультурных соревнованиях.

В условиях вступления России в мировое сообщество еще более актуализируется проблема создания подлинно правового государства, отвечающего нормам международного права, что возвышает значение всеобщей правовой грамотности всех граждан, в том числе юных граждан .

Важнейший элемент правового сознания - нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, переступившем закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона .

Основные тенденции развития образования в современном мире

Введение.

1. Основные направления развития современного образования. 1.1. Изменение целей образования в современном мире1.2. Основные тенденции образования в современном мире.

2. Проблемы использование новых технологий в обучении

3. Образование в условиях глобализации

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование=обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.1.Основные направления развития образования в современном мире. 1.1. Изменение целей образования в современном мире. Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия. Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства. Конечно, подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди!=не задень!» А можно ли не задеть, когда ставится задача создать такое пространство, в котором «образующийся» экзистенциально обнажится для себя, когда для сознания обнажается Мир, когда и с Себя и с Мира срываются фальшивые покровы и маски? Конечно, это и больно, и неприятно, но эта боль - мощнейший ресурс для роста и развития. Кроме того, ведь еще есть и существенная разница между насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное на развитие. Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения. Еще одна проблема традиционного образования, требующая безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость , при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом. 1.2 Основные тенденции развития современного образования Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях. Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием". Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования. Превращение знаний в основной общественный капитал , возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются. Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились. В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в 1992г. до 3-4% в 1996г. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию" студентов» . Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам. В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику. Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь: – вести безоценочный диалог с коллегами; – определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных методических концепций при условии сохранения их самобытности и самостоятельности; – формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на личности»). Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога .

2. Проблемы использования новых технологий в образовании

Мы прекрасно понимаем, что наши дети будут жить в другом, во многом непохожем на сегодняшний день мире. И современная школа слабо отвечает требованиям времени и задачам, которые придётся решать новому поколению в будущем.

«Летидор» вместе со Всероссийской онлайн-олимпиадой для младших школьников «Умназия» рассказывает, какие тенденции в образовании нельзя игнорировать, если вы хотите, чтобы ребёнок состоялся во взрослой жизни.

Тотальная информатизация

Будущее - это эпоха цифровых технологий. Мы уже не можем представить себя без планшетов, интернета и мобильных телефонов. Образование, несомненно, тоже переходит в цифровой формат.

Ученики все больше времени проводят перед электронными носителями информации. Эксперимент по использованию электронных учебников в Москве начался в 2013 году. А сегодня эксперты издательства «Просвещение» прогнозируют, что 100% российских школ перейдут на электронный формат к 2025 году.

Доступность цифровых технологий в образовании предоставляет школьникам разные возможности.

Во-первых, цифровые технологии позволяют в значительной мере обеспечить доступ к единому качеству образования , независимо от того, в каком регионе живут и учатся дети.

Во-вторых,информатизация делает возможным частую и детальную оценку знаний учеников . Онлайн-тесты, интернет-олимпиады, компьютерные тренажёры - все эти инструменты не только позволяют отследить прогресс ученика, но и сравнить его результаты с ровесниками по всей стране.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют педагогам создать так называемые модульные образовательные блоки , учитывающие скорость овладения новыми знаниями, глубину изучения предмета и качество усвоения пройденного материала .

Гуманизация образования

Многие педагоги и родители, которые испытали на себе традиции западного (европейского и американского) образования, отмечают, что ключевое отличие «их» от «нас» - в смещении фокуса на так называемыеsoft skills*. Этим термином обозначают * не связанные напрямую с изучаемым предметом навыки и умения - например, умение слушать и слышать собеседника, навыки переговоров, инструменты убеждения.

Российское образование долгое время было нацелено на глубокое изучение образовательных предметов, но без гуманизации образования (смещения фокуса на освоение soft skills) будущий успех сегодняшних школьников невозможен. Именно поэтому российские школьники неизменно становились победителями международных олимпиад по математике, физике и химии, но значительно уступали западным выпускникам в таких дисциплинах, как управление, маркетинг или продажи.

В соответствии с трендом гуманизации образования в наших школах активно внедряется проектная деятельность, когда школьники учатся ставить цели, планировать время, работать в команде, находить и анализировать информацию и презентовать свои решения.

В условиях проектной работы педагоги перестают быть единственным источником информации и новых знаний.

Роль учителя становится более наставнической - дать совет, предоставить конструктивную критику, открыть дискуссию или мотивировать ученика.

Дети получают возможность увидеть ролевые модели и научиться чему-то важному не только в школе, но и в других областях жизни, включая интернет. Логика, аналитическое мышление, умение выборочно концентрировать внимание и выражать свое мнение - ресурсов, позволяющих развить в ребенке такие нужные и важные для будущего успеха навыки, сейчас появляется все больше и больше.

Непрерывность образовательного процесса

Вы заметили, что сегодня учиться стало модно и интересно? Учатся не только дети, но и взрослые. Кто-то выбирает курсы личной эффективности, другой совершенствует английский или осваивает новую специальность. Интернет и современные технологии предлагают множество форм и возможностей для повышения своего образовательного уровня.

Теперь мы можем слушать лекции профессоров Гарварда, Оксфорда или родного МГУ, не выходя за пределы собственной комнаты.

Человек каждый день получает и обрабатывает огромные объемы информации. Эта непрерывность образовательного процесса неизбежно приводит к интеграции всех изучаемых предметов в единую образовательную среду.

Принимая и адаптируясь к тренду непрерывности образовательного процесса, сегодняшние ученики изучают предметы не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом.

Например, работая над проектом по изучению истории родного края, школьники получают навыки написания сочинений (словесность), строят макеты жилищ (технология), рисуют графики роста населения (математика) и собирают рецепты местных блюд (окружающий мир). Таким образом, презентуя друг другу результаты своего проекта, ученики не только закрепляют выученный материал и soft skill, но и расширяют свои знания за счет опыта и знаний других учащихся.

Учебник и учитель перестают быть единственными источниками знаний.

Качество и полнота образования требуют привлечения дополнительных ресурсов, доступ к которым даёт именно интернет и цифровые технологии.

С коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.


Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.

В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы , форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений . Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.

Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.

Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.